ВходИмяПароль
Автоматически входить при каждом посещении    
Регистрация
Регистрация
Войти и проверить личные сообщения
Войти и проверить личные сообщения
Список форумов www.bulgakov.ru » Личность М.А. Булгакова

Начать новую тему   Ответить на тему
религиозность романа: выбор самого автора
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
aisha
Гость





СообщениеДобавлено: Вс Мар 12, 2006 11:18 am    Заголовок сообщения: религиозность романа: выбор самого автора Ответить с цитатой

я пишу научную работу Surprised .и хочу выдвинуть такую гипотезу. булгаков был в поисках своей веры и синтезировал ее сам, при этом он не в коем случае не был ни православным, ни масоном, ни атеистом. зато он заимствовал все понемногу. для него масонство представлялось как полное противопоставление атеизму.как то где верят. и через призму литературы масонства рассмаривал христианство и гностицизм. и даже намекнул на неправильно истолковавшее учение христа католичество(левий матвей) гностицизм же в образе маргариты. а христианство нам представляется в романе также как его представляли масоны, то истинное учение которое они берегли и проповедовали по некоторым данным. оно все и всем прощает, оно милосердно. католичество же изгоняло масонов на протяжении многих лет.буду кратка Smile
как вы к этому относитесь? возможно ли такое толкование? ответьте Wink
Вернуться к началу
Ляксей
Редакция сайта


Зарегистрирован: 14.03.2005
Сообщения: 4477
Откуда: Деревня Курышино, Угличского уезда, Ярославской губернии

СообщениеДобавлено: Вс Мар 12, 2006 2:41 pm    Заголовок сообщения: Re: религиозность романа: выбор самого автора Ответить с цитатой

aisha писал(а):

я пишу научную работу Surprised .и хочу выдвинуть такую гипотезу. булгаков был в поисках своей веры и синтезировал ее сам, при этом он не в коем случае не был ни православным, ни масоном, ни атеистом. зато он заимствовал все понемногу.

Почему бы Вам не выдвинуть такую, как Вы указали, теорию? Ради Бога!
Однако, мне видится, что у Булгакова не было ни необходимости, ни времени на развитие собственной веры. Зачем она ему нужна?
aisha писал(а):

для него масонство представлялось как полное противопоставление атеизму.

Этого я совершенно не заметил. Вернее, атеизм - противопоставление любой вере, что не требует доказательств. Не сложно будет указать выдержки из произведений или дневников, подтверждающие это? Интересно.
aisha писал(а):

как то где верят. и через призму литературы масонства рассмаривал христианство и гностицизм.

Масонство не однородно. А через какую его литературу Булгаков рассматривал христианство и гностицизм? Каковы результаты его работы в этой области?
aisha писал(а):

и даже намекнул на неправильно истолковавшее учение христа католичество(левий матвей) гностицизм же в образе маргариты.

"гностицизм же в образе маргариты"? Какая-то не ясная фраза... Вы имеете в виду христианский (не языческий) гностецизм, в котором, так сказать, Маргарита, являет собой, некое дуалистическое начало или связующую точку?
aisha писал(а):

а христианство нам представляется в романе также как его представляли масоны

Всегда казалось, что христианство представлено так, как Булгаков вычитал в Библии. Конечно же и масоны читают Библию. У них собственное толкование распятия?
aisha писал(а):

то истинное учение которое они берегли и проповедовали по некоторым данным. оно все и всем прощает, оно милосердно. католичество же изгоняло масонов на протяжении многих лет.

Мне кажется, что противопоставляете католичество и христианство, думая о православии. Поэтому ничего не понятно.
aisha писал(а):

буду кратка Smile
как вы к этому относитесь? возможно ли такое толкование? ответьте Wink

Вы действительно готовите научную работу?
_________________
Мы умеем читать бумаги, Филипп Филиппович!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Lin



Зарегистрирован: 27.09.2005
Сообщения: 997
Откуда: Питер

СообщениеДобавлено: Вт Мар 21, 2006 11:49 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Мне кажется некорректным противопостовлять масонство - атеизм, т.к. масонство - не религия. А вообще мысль получше многих - в бедном романе чего уже только не выискали Smile
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
aisha
Гость





СообщениеДобавлено: Ср Мар 22, 2006 12:55 pm    Заголовок сообщения: это для ляксия Ответить с цитатой

Отметим, что исследователи творчества М.А.Булгакова придают особое значение христианской составляющей в романе «Мастер и Маргарита»: пространственно- временная организация, система персонажей, сюжетная основа романа Мастера (работы И.Золотусского, В.Золотоносова и др.), что позволяет им квалифицировать роман «Мастер и Маргарита» как христианский и даже православный, с чем сложно согласиться: во-первых, философская система Сковороды может быть прочитана не только как христианская (известно, что философ ещё при жизни был обвинен церковью в манихействе и подвергался гонениям); во-вторых, мистический фон позволяет предположить отсылку к другим религиозным системам; в-третьих, знакомясь с биографией Булгакова, мы узнаем о его сложном отношении к церкви и ее обрядам (М.О.Чудакова). Вполне вероятно, что христианско-православная составляющая не является единственной и ведущей идеологемой романа «Мастер и Маргарита».
Масонство и гностицизм – идеальные религиозно-философские учения в представлении М.А.Булгакова
Масонство.Сама по себе она не является отдельной религией, но вмещает в себя все фундаментальные истины и древние мистерии, на которых основывается любая религия. Разница в том, что масоны поклоняются и верят в качестве первостепенного принципа полноте божественного, тогда как другие религии воспринимают это божественное начало лишь частично.
Другим религиозным связующим звеном между «Фаустом» и «Мастером и Маргаритой» является гностицизм, еще одно таинственное понятие. Гностицизм – вид герметизма, берущий корни из очень древних языческих времен. Гностики не были организованной сектой. У них отсутствовала единая система верований или произносимый вслух символ веры. Они веровали в личное богооткровение (7; 40). Также они верят, что предложения, слова, образы и вся структура текстов – это нечто большее, чем просто символы: будучи правильно интерпретированными, эти тексты могут выявить глубинный смысл жизни. Большинство гностиков были дуалистами, т.е. верили в существование зла и добра. Однако они полагали, что в мире слишком много зла, а потому он не мог быть сотворен добрым богом (10). Гностическая литература содержится, в частности, в форме апокрифических евангелий. Церковь не запрещала эти евангелия, их просто не включили в Новый Завет. Это «Евангелие от Марии» (идея полного постижения Божественного и слияния с ним исходила от женщины, что не принималось церковью, всячески порочащей имя Марии Магдалины), «Апокалипсис Петра», «Деяния Павла и Феклы», евангелия от Фомы и Филиппа.(9; 43)
Символ «вечноженственного» божественного начала в образе Елены рассматривал гетевед И.Стрелка. Если прочитать «Фауста» как поэтический образ эволюции европейского человека вообще, можно предположить, что Маргарита и Елена символизируют женское начало в культуре (гармоничное, находящееся в состоянии покоя, интуитивное). (11;73)
Образ булгаковской Маргариты восходит к теологеме Софии – вечной женственности, в свою очередь восходящей к Г.С.Сковороде и В.С.Соловьеву (был масоном) в русской философии (Булгаков был прекрасно знаком с их трудами). Также среди литературных источников отмечаются труды С.Н.Булгакова, П.А.Флоренского. Учение о женском начале мира восходит к философии гностиков.Глава IV. «Мастер и Маргарита» - синтез своей религии на основе масонства
Как же соотнесены в структуре романа М.А.Булгакова и, соответственно, в сознании самого писателя христианское, гностическое и масонское начала?
По нашему мнению, в романе оппонируют друг другу две главные идеи человечества, чьи основополагающие истины буквально сводятся к тому, верить в существование высших, неземных сил или нет. Это масонство и советский атеизм. Масонство на протяжении почти всего романа играет главенствующую роль, автор ему симпатизирует. Булгаков отобразил также близкие масонам и являющиеся одними из его источников гностицизм и христианство, на которые смотрел с позиций масонства. Мастер заключен внутри этого треугольника и находится в поисках своей веры, своей истины (это было главным и для гностиков). Атеизм изображён как идеология, противоречащая природе человека, так как без веры человеческое общество становится неполным. В атеизм в романе погружена вся Москва, все населяющие ее герои, за исключением Маргариты и Мастера, тоже ярые атеисты. Возможно, Воланд наказывает москвичей и за отсутствие веры. Фраза «Каждому по его вере» звучит в этом контексте как угроза и является объяснением его действий.
Воланд – носитель идей масонства (см. гл. 3). Его главенствующая роль бесспорна: ему волей-неволей, по собственному желанию или наказу подчиняются почти все действующие лица романа. Почему же автор изобразил главного масона в образе сатаны? По разным источникам, масоны поклонялись Люциферу, как старшему сыну бога и создателю земли, что согласованно с идеологией гностиков («История сношений человека с дьяволом» М.Орлова, «Дьявол в ХIХ столетии» Жоржа Батайля и Лео Таксиля и т.д.). Булгаков был знаком с данной литературой и вероятней всего отталкивался от нее при создании образа Воланда. Он сделал его благородным и благочестивым рыцарем, который является высшим, мудрым и справедливым судьей человечества. Фактически Воланд лишен ассоциаций, возникающих со словом сатана, дьявол; остались лишь намеки и обряды, по которым, однако, нельзя судить о его сущности.
Иешуа - символ христианства. Но это христианство открывается нам как истинное учение, которое масоны, по их мнению, хранили как великую тайну на протяжении многих веков. Образ Иешуа выстраивается из романа Мастера, который, в свою очередь, был учеником Воланда (высший Мастер масонства, см.гл.3). Это христианство столь милосердно, что прощает всем и все, но карает лишь за один страшный человеческий порок – трусость, и то не навечно, и в конце дарует прощение. Его учение очень чисто и незапятнанно, однако существует такой ученик, как Левий Матвей, которому не дано понять истинность этого учения (см.гл.3). («Я вообще начинаю опасаться, что путаница эта будет продолжаться очень долгое время. И все из-за того, что он неверно записывает за мной…Я его умолял: сожги ты ради бога свой пергамент!» (5;22) По нашему мнению, Левий Матвей - герой, не соглашающийся с масонством, отрицающий масонское истолкование Библии и причастность этого ордена к христианству. На наш взгляд, это отсылка к католичеству, изгонявшему масонство и запрещавшему иные варианты апокрифов и евангелий. Так умело, учитывая все особенности истории масонства и католичества, Булгаков изобразил два понимания христианства в современном мире. Придерживался он, на наш взгляд, масонского толкования, оно было ему ближе.
Другая ветвь, не менее значимая, - вероучение гностиков. Многие неписаные истины масоны заимствовали именно у них, числили их среди своих предшественников и учителей. Однако учение гностиков несколько отличается от масонства. Булгаков был непосредственно знаком с первым через софиологию, и поэтому символом этого вероучения нам представляется возлюбленная Мастера Маргарита (см. гл. 3) .
Мастер - это образ человека, который находится в поиске, именно это состояние было близко самому автору. Объяснением же, почему автор решил отправить героя не в свет и не во тьму, а в вечный покой, является самостоятельный выбор человеком своего пути, в принципе не подчиняющимся и не зажатым строгими законами и догмами. Человек искусства способен творить лишь в своем мире мечты, полном надежд, при этом ни в коем случае нельзя идти наперекор его воле, подавлять ее и зажимать. Именно это совершила советская система по отношению к Мастеру, она запретила ему творить, разрушила его мир, психологию. «Боги, боги мои! Кто блуждал в этих туманах, кто много страдал перед смертью, кто летел над этой землей, неся непосильный груз, тот это знает. Это знает уставший. И он без сожаления…с легким сердцем отдается в руки смерти, зная, что только она одна <успокоит его>» (5;325). Вот что несет Москва 20-30х гг. Однако жизнь после смерти не кончается («Смерть – продолжение жизни. Мы только не можем себе представить, как это происходит» - М.А.Булгаков - С.А.Ермолинскому), поэтому Мастер отправляется туда, где покой, там он сможет отойти от этого постоянного прессинга при жизни, постепенно забудутся все проблемы и невзгоды: «Гори, гори прежняя жизнь! Гори, страдание!», «И память мастера, беспокойная, исколотая иглами память стала потухать. Кто-то отпускал мастера на свободу, как сам он только что отпустил им созданного героя» (5;329). Возможно, Мастер снова вернется к писательской работе, к творчеству: «Сон укрепит тебя, ты станешь рассуждать мудро», «Неужели вам не будет приятно писать при свечах гусиным пером?» (5;328). Мастер отправляется к своей мечте, куда стремился попасть. «Туда, туда. Там ждет уже ваш дом…» «Вот твой дом, вот твой вечный дом. Я знаю, что вечером к тебе придут те, кого ты любишь, кем ты интересуешься, и кто тебя не встревожит».

Писатель долгое время находился в поисках своей, истинной веры. Он синтезировал собственное религиозно-мистическое учение. В авторском мировоззрении масонство играет ключевую роль. Оно есть связующее звено между такими противостоящими религиями, как гностицизм и христианство. Именно через прочтение масонского подтекста мы можем понять автора. Таков наш вывод.
Для Булгакова главной идеей было само понятие «верить», и именно масонство отражало ее. Однако Булгаков не спешил становиться масоном: его пугала слишком большая закрытость и замкнутость ордена. Но идеи ордена были близки сердцу: он видел христианство в их ключе, поэтому нельзя утверждать, что ершалаимские главы «Мастера и Маргариты» - попытка создать собственное Евангелие.
Автор не выбрал какую-то определенную ипостась. Его взгляд явлен нам в выборе Мастера
Список литературы
1. Т.В.Якушкина. Образ черного пуделя в трагедии Гете // «Фауст» Гете: Сб. статей. М., 2004.
2. К.Нарахно. Песни просвещения. СПб., 1997.
3. D.Colbert. The magical worlds of Harry Potter. М., 2002.
4. Goethe J.W. Faust (цитируется по дословному переводу Н.Холодковского).
5. М.А.Булгаков. Мастер и Маргарита. Улан-Удэ, 1989.
6. Б.Соколов. Энциклопедия булгаковская. М., 1996.
7. Ш.Ньюман. Подлинная история «Кода да Винчи». М., 2005
8. К.Кедров. Переживший Фауста. / lib.userline.ru
9. http://book-case.krupnov.ru
10. http://gnosis.newmail.ru/GNOSIS.
12. Л.М.Левина. Образ Елены в «Фаусте» Гете // «Фауст» Гете: Сб. статей. М., 2004.
12. H.Liesegang. Die Gnosis. Stuttgart, 1995.
13. Strelka J. Op. Cit.
14. Валентин из Египта. Валентианское объяснение. Пер. А.Мома //gnosis.newmail.ru/list-thesis.
15. И.Галинская. Загадки известных книг. М., 1989.
Rolling Eyes вот в общих чертах часть моей работы
Вернуться к началу
Ляксей
Редакция сайта


Зарегистрирован: 14.03.2005
Сообщения: 4477
Откуда: Деревня Курышино, Угличского уезда, Ярославской губернии

СообщениеДобавлено: Ср Мар 22, 2006 11:05 pm    Заголовок сообщения: Re: это для ляксия Ответить с цитатой

aisha писал(а):

Отметим, что исследователи творчества М.А.Булгакова ...
Список литературы
...
9. http://book-case.krupnov.ru
10. http://gnosis.newmail.ru/GNOSIS.
...
вот в общих чертах часть моей работы

Очень интересно и категорично.
Кстати, а сколько человек пишет эту работу?
Да, и ссылки не работают. Зачем их давать?
_________________
Мы умеем читать бумаги, Филипп Филиппович!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Гость






СообщениеДобавлено: Ср Апр 05, 2006 1:56 pm    Заголовок сообщения: Re: это для ляксия Ответить с цитатой

Кстати, а сколько человек пишет эту работу?
работу пишу я одна, просто формулировка такая . сейчас в ожидании результатов. но не думайте пожалуйст а, что я настаиваю на своей точке зрения. просто выдвинула очередную и скорей всего не последнюю точку зрения на романа булгакова и религиозность в романе. хотелось бы знать как она воспринимается окружающими, понимают ли меня. это мой первый опыт.. видимо не понятно или еще что-то..... не против услышить советы и предложения Smile Да, и ссылки не работают. Зачем их давать?[/quote] ну не знаю вроде работали попробую дать что-нибудь еще.
Вернуться к началу
aisha
Гость





СообщениеДобавлено: Ср Апр 05, 2006 1:59 pm    Заголовок сообщения: Re: это для ляксия Ответить с цитатой

sorry Wink я забыла подписаться это была я aisha
Вернуться к началу
Ляксей
Редакция сайта


Зарегистрирован: 14.03.2005
Сообщения: 4477
Откуда: Деревня Курышино, Угличского уезда, Ярославской губернии

СообщениеДобавлено: Ср Апр 05, 2006 7:28 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

aisha
Давайте, давайте попробуйте. С интересом почитаем Вашу работу.
_________________
Мы умеем читать бумаги, Филипп Филиппович!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
PrintScreen



Зарегистрирован: 26.05.2005
Сообщения: 143

СообщениеДобавлено: Чт Апр 06, 2006 12:13 am    Заголовок сообщения: Re: это для ляксия Ответить с цитатой

aisha писал(а):

Я может быть не совсем внимательно читал. Но я извиняюсь. Вот Вы пишите "Масонство и гностицизм – идеальные религиозно-философские учения в представлении М.А.Булгакова ", дальше я ищу факты и доказательства, и почему то не нахожу Sad . "«Мастер и Маргарита» - синтез своей религии на основе масонства" Ткните меня носом в роман, в то место где есть хоть намек, хоть полунамек относящийся к сообществу вольных каменьщиков. Христианство да. Атеизм? Ну да, скорее сатирическое его изображение. Я честно говоря не заметил что в "атеизм в романе погружена вся Москва" . Мне показалось что Москва просто сбита с толку. Потеряв свой главный оплот-православие, она шарахнулась в мистицизм, но веру хоть и без проявления внешних-обрядовых действий, москвичи не потеряли. В критическую минуту столкнувшись с нечистой силой, они уповают на венчальную свечку и бумажную икону. Партийные вспоминают про "Бога истинного" и требуют "Окропить помещение". А "нечистая" грозится руку отрезать за крестное знамение. Буфетчику лысину исцарапали, за то что перекрестился. Нифига нет атеизма. Даже у Берлиоза в последний момент в голове проскочило "Неужели!".
"Придерживался он, на наш взгляд, масонского толкования, оно было ему ближе." ?????? На каком основании? Ткните меня носом!
"Мастер - это образ человека, который находится в поиске" В поиске чего? Cool Покоя? Ну наверное. А еще чего? Роман он написал, любовь он вроде не ищет. Маргарита та да, та в поиске. В поиске счастья, хотя слабо представляет что для нее есть счастье, ну впрочем как все женщины Wink). "Человек искусства способен творить лишь в своем мире мечты, полном надежд, при этом ни в коем случае нельзя идти наперекор его воле, подавлять ее и зажимать." Хе-хе. Все русские классики хором Вас опровергают. Начиная от Пушкина, кончая Солженициным Wink)))
"совершила советская система по отношению к Мастеру, она запретила ему творить" Творить система запретить не может, как не может запретить думать. Другое дело система не дает прославиться, но это уже вопрос личной гордыни. В этом трагедия?
"Именно через прочтение масонского подтекста мы можем понять автора." Нет, даже интересно, если не трудно, пожалуйста расталкуйте мне масонский подтекст.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов www.bulgakov.ru » Личность М.А. Булгакова Часовой пояс: GMT + 4
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах

Powered by phpBB © 2001, 2002 phpBB Group
iCGstation v1.0 Template By Ray © 2003, 2004 iOptional