|
![Эта тема закрыта, вы не можете писать ответы и редактировать сообщения.](templates/iCGstation/images/lang_english/reply-locked.gif) |
Предыдущая тема :: Следующая тема |
Автор |
Сообщение |
Cиницын
![](images/avatars/126585139143e5645e6167f.jpg)
Зарегистрирован: 01.02.2006 Сообщения: 86 Откуда: Иркутск
|
Добавлено: Чт Фев 02, 2006 7:24 am Заголовок сообщения: |
|
|
1. Я до сих пор жду от Вас комментариев по поводу слов жены Мандельштама, которые Барков приписал самому Мандельштаму.
2. Что цекубское вино известно со времён Горация - легко проверяется. И что его часто пишут именно так - тоже.
Вот ещё:
http://www.doktor.ru/latin/classic/index5.htm (см. 1-е примечание)
Почему же "высокий эрудит" этого не учитывает? Жду ответа.
Цитата: | Остается добавить, что Булгаков не сразу пришел к этому — в ранних редакциях романа подобные слова имели у него современное, не соответствующее эпохе написание. Следовательно, можно утверждать, что исключение в отношении "Цекубы" сделано преднамеренно. |
Или - что исправить это он не успел, как и многое другое.
3. Читайте выше.
Последний раз редактировалось: Cиницын (Чт Фев 02, 2006 7:36 am), всего редактировалось 1 раз |
|
Вернуться к началу |
|
Сергей
![](images/avatars/60407120843bd7f2c22bff.jpg)
Зарегистрирован: 05.01.2006 Сообщения: 173 Откуда: Киев
|
Добавлено: Чт Фев 02, 2006 7:33 am Заголовок сообщения: |
|
|
Перечитайте лучше сами внимательно всё , что я вам написал выше и не выкручывайте никому руки.
С Надеждой Яковлевной и чужими оговорками - уже всё ясно. - Верю Вам на слово и не хочу даже проверять. Это не касается Булгакова. Нисколько. И это не аргумент.
Повторяю: держите себя в руках.
Последний раз редактировалось: Сергей (Чт Фев 02, 2006 7:39 am), всего редактировалось 1 раз |
|
Вернуться к началу |
|
Cиницын
![](images/avatars/126585139143e5645e6167f.jpg)
Зарегистрирован: 01.02.2006 Сообщения: 86 Откуда: Иркутск
|
Добавлено: Чт Фев 02, 2006 7:39 am Заголовок сообщения: |
|
|
Цитата: | Я не хочу даже это всё поверять. Это не касается Булгакова. Нисколько. |
Абсолютно согласен. Но Барков так не считал. ![Very Happy](images/smiles/biggrin.gif) |
|
Вернуться к началу |
|
Сергей
![](images/avatars/60407120843bd7f2c22bff.jpg)
Зарегистрирован: 05.01.2006 Сообщения: 173 Откуда: Киев
|
Добавлено: Чт Фев 02, 2006 7:41 am Заголовок сообщения: |
|
|
Cиницын писал(а): | Цитата: | Я не хочу даже это всё поверять. Это не касается Булгакова. Нисколько. |
О, неужели? А Барков так не считал. ![Very Happy](images/smiles/biggrin.gif) |
Вы меня уговорили.
Давайте цитату из Баркова и я пойду проверять у Н.Я. Мандельштам. Экий настойчивый! |
|
Вернуться к началу |
|
Сергей
![](images/avatars/60407120843bd7f2c22bff.jpg)
Зарегистрирован: 05.01.2006 Сообщения: 173 Откуда: Киев
|
Добавлено: Чт Фев 02, 2006 7:45 am Заголовок сообщения: |
|
|
Интересно вы ведете полемику , редактируя самого себя после моих ответов. Но там же всё осталось. Видны ваши манипуляции. Зачем вы своё недоумение срочно переделали в согласие? А? ![Laughing](images/smiles/lol.gif) |
|
Вернуться к началу |
|
Cиницын
![](images/avatars/126585139143e5645e6167f.jpg)
Зарегистрирован: 01.02.2006 Сообщения: 86 Откуда: Иркутск
|
Добавлено: Чт Фев 02, 2006 7:52 am Заголовок сообщения: |
|
|
Вот:
http://menippea.narod.ru/master02.htm
Цитата: | Вот как описывает Надежда Яковлевна состояние мужа, попытавшегося против своей воли написать хвалебную оду о Сталине: "Начало 37 года прошло у О.М. в диком эксперименте над самим собой. Взвинчивая и настраивая себя для "Оды", он сам разрушал свою психику. "Теперь я понимаю, — сказал он Анне Андреевне (Ахматовой — А.Б.), — это была болезнь" [...]
Ради "Оды" он решил изменить свои привычки, и нам пришлось отныне обедать на краешке стола, а то и на подоконнике. Каждое утро О.М. садился к столу и брал в руки карандаш: писатель как писатель. Просто Федин какой-то... Я еще ждала, что он скажет: "Каждый день хоть одну строчку", но этого, слава Богу, не случилось... Посидев с полчаса в писательской позе, О.М. вдруг вскакивал и начинал проклинать себя за отсутствие мастерства: "Вот Асеев — мастер. Он бы не задумался и сразу написал". Он не сумел задушить собственные стихи, и они, вырвавшись, победили рогатую нечисть. Попытка насилия над собой упорно не давалась. Искусственно задуманное стихотворение, в которое О.М. решил вложить весь бушующий в нем материал, стало матрицей целого цикла противоположно направленных, враждебных ему стихов" 7. |
Слова Мандельштама: "Вот Асеев — мастер. Он бы не задумался и сразу написал".
Отсюда Барков делает вывод:
Цитата: | Итак, с точки зрения истинного поэта Мандельштама, понятие "мастер" стоит в одном ряду с "рогатой нечистью"... |
***
Согласен, что не имеет отношения к Булгакову. Но к Баркову - имеет. Хотелось более чётко выразить свою позицию. |
|
Вернуться к началу |
|
Сергей
![](images/avatars/60407120843bd7f2c22bff.jpg)
Зарегистрирован: 05.01.2006 Сообщения: 173 Откуда: Киев
|
Добавлено: Чт Фев 02, 2006 7:57 am Заголовок сообщения: |
|
|
И что тут выглядит крамольным с вашей колокольни? Что слово мастер пишется с прописной буквы? Вы изъясняйтесь, как-нибудь попонятнее, пожалуйста. Не как телеграфист... Развейте вашу мысль, будте так любезны, и доведите до читателя, что именно вы увидели в этом? |
|
Вернуться к началу |
|
Cиницын
![](images/avatars/126585139143e5645e6167f.jpg)
Зарегистрирован: 01.02.2006 Сообщения: 86 Откуда: Иркутск
|
Добавлено: Чт Фев 02, 2006 8:14 am Заголовок сообщения: |
|
|
Ну хорошо.
Мандельштам в цитате сожалеет о том, что он не мастер. Откуда берётся вывод
Цитата: | Итак, с точки зрения истинного поэта Мандельштама, понятие "мастер" стоит в одном ряду с "рогатой нечистью"... |
?
Больше повторять не буду. Видимо, изложить свои мысли так, чтобы Вам было понятно, - для меня задача непосильная. Не подумайте худого, это всецело мой недостаток. |
|
Вернуться к началу |
|
Сергей
![](images/avatars/60407120843bd7f2c22bff.jpg)
Зарегистрирован: 05.01.2006 Сообщения: 173 Откуда: Киев
|
Добавлено: Чт Фев 02, 2006 8:28 am Заголовок сообщения: |
|
|
Увы. Вырванная из текста фраза и выводы мне, по кр. мере, ни о чем не говорят. Какая разница - кому принадлежит метафора? Ну и что , что кто-то допускает какое-то название - ироничное, издевательское ли? - никакой разницы нет и ни о чем этот факт не говорит. Речь, вероятно шла об оценке лит. деятельности, - нескромное масонское звание - Мастер. Так называли Горького и делалось это по полит. соображениям. Авторитет Максима Горького был непререкаем, в Европе и лишь Марк Твен смог его раскусить у себя в США, да Корней Чуковский в СССР.
Тождественность же мастерства с "рогатой нечистью" подразумевает включение Мандельштамов в игру, затеянную "кухаркиной рогатой нечистью" и желание приблизиться к вожделенному вымени власти. - "Мастер, так мастер! Только дайте печататься! Есть ведь необходимо. Нате вам диффирамб! Нате Оду! Чего еще изволите?" Вот что имелось в виду. И они шли на это. И Ахматова, и Булгаков и Пастернак... Жить -то надо.
В данном случае - слово Мастер - должно обозначать Мастеровой. Не художник. И только.
Повидимому вы правы, если я не смог постичь смысл сказанного вами, не моя в том вина. Я так и не понял, что конкретно вы имели в виду. Пардонирую на этом. |
|
Вернуться к началу |
|
Cиницын
![](images/avatars/126585139143e5645e6167f.jpg)
Зарегистрирован: 01.02.2006 Сообщения: 86 Откуда: Иркутск
|
Добавлено: Чт Фев 02, 2006 8:53 am Заголовок сообщения: |
|
|
Вот именно, что цитата говорит о прямо противоположном. Для Мандельштама слово "мастер" не имело негативного оттенка.
О.М. говорит, что Асеев - мастер. Может, прототип мастера - Асеев? Или сам О.М.?
Горькому в 1936-м, когда он умер, и когда (по Баркову) происходят события МиМ, было 68 лет. Мастеру - 38.
Цитата: | В этот день 19 июня 1936 года вся страна прощалась с ушедшим из жизни А.М. Горьким. |
А в книге умер Берлиоз, после чего была пышная сцена прощания.
Кстати, астрономические выкладки Баркова тоже надо бы проверить.
Последний раз редактировалось: Cиницын (Чт Фев 02, 2006 9:07 am), всего редактировалось 1 раз |
|
Вернуться к началу |
|
Марсель
Зарегистрирован: 31.01.2006 Сообщения: 3
|
Добавлено: Чт Фев 02, 2006 9:04 am Заголовок сообщения: |
|
|
Еще раз здравствуйте, Ляксей!
Немного объяснюсь Пиша (словечко-то какое! жаль, не мое ) "а что можем мы", я имел в виду просто способы "опровержения" и "доказательства", используемые местными авторами. Эти слова - не способ защиты того, что (на мой взгляд) в защите и не нуждается (вовсе не потому, что целиком и полностью верно). Просто, видимо, не все поняли, что г-н Барков написал НАУЧНЫЙ труд, а не просто высказал свои соображения. Поэтому для оспаривания каких-то моментов нужно быть немного... э-э образованным Впочем, никто и не позиционировал (если я все правильно понял) сей сайт как научный клуб.
Теперь о мнении моем
Сам Барков не без юмора показал, КАК проводят (доказывают) свои мысли ученые, известные куда более, чем он сам. Однако, и у него, по всей видимости, есть некоторые огрехи и натяжки, сходные с теми, которые он так тонко осмеял
Я ж про другое! Культура доказательства своей точки зрения - вот чего лишены многие местные авторы. Впрочем, Ляксей, вы уже упоминули, что нужно делать скидку на возраст
Я как филолог не специализируюсь на творчестве М.А. Булгакова, просто роман "МиМ" - один из самых моих любимых! Поэтому (не булгаковед) я тоже не могу сколь-нибудь доказательно (по научным меркам) опровергать или же наоборот отстаивать тезисы г-на Баркова.
Скажу одно - его работа очень и очень интересна (думаю, многие с этим согласятся), однако воспринимать ее как истину в последней инстанции все же не стоит. Это еще одна (ПО-НАУЧНОМУ АРГУМЕНТИРОВАННАЯ) точка зрения на прекрасный роман.
Сильно верю, что мой тон не показался кому-то менторским и поучительным Поверьте "нас всех учили понемногу..."
А вот про точки зрения на трактовку того или иного образа в романе "МиМ" - здесь мне есть чем поделиться, только, видимо, не в рамках данного форума, посвященного труду А. Баркова.
Спасибо за внимание ![Не шалю, никого не трогаю...](images/smiles/blush.gif) _________________ позвольте со всей прямотой криво ухмыльнуться! |
|
Вернуться к началу |
|
Cиницын
![](images/avatars/126585139143e5645e6167f.jpg)
Зарегистрирован: 01.02.2006 Сообщения: 86 Откуда: Иркутск
|
Добавлено: Чт Фев 02, 2006 9:13 am Заголовок сообщения: |
|
|
Быть может, Вы, Марсель, объясните, как из цитаты, использованной Барковым, можно сделать вывод, который из неё вовсе не следует (а следует, скорее, прямо противоположный вывод)? Это, по-вашему, - НАУЧНАЯ АРГУМЕНТАЦИЯ?
***
То, что Горький в 1936-м был стариком (68 лет), я уже сказал.
Горький должен быть если и не главой МАССОЛИТа (Берлиозом), то хотя бы его членом. Мастер у Булгакова противопоставляется МАССОЛИТу.
Какие преступления совершил мастер в романе? Превратил пролетарского поэта, члена МАССОЛИТа, Бездомного в историка Понырёва?
Во-первых, Иван изменился по собственной воле. Во-вторых, ничего плохого (даже с позиции Баркова) я в этом не вижу. Кроме всего прочего, от мастера Ивану остались "прозрения по полнолуниям", упомянутые Барковым, которые побуждают Ивана вернуться к творчеству, написать продолжение истории о Пилате.
О "романе в романе" - потом.
Цитата из Баркова:
Цитата: | Самым ранним из всех возможных следует считать 1929 год, с которого издается "Литературная газета". О ней идет речь в первой главе, в эпизоде на Патриарших прудах, — она оказалась в руках Воланда с портретом и стихами Бездомного. Верхний допустимый предел — 1936 год: во время сеанса черной магии в Варьете в публику падали белые червонцы, имевшие хождение до 1 января 1937 года, когда была проведена денежная реформа.Возможность определить более точно год из этой "вилки" дает фраза "Нас в МАССОЛИТе три тысячи сто одиннадцать членов". Известно, что к открытию первого Съезда советских писателей в августе 1934 года в ССП насчитывалось 2,5 тысячи членов.
...
Таким образом, нижний предел времени финала в романе поднимается до 1936 года. |
А почему именно ССП? Почему не РАПП или МАПП?
http://bulgakov.ru/b/berlioz/
И с какой стати число членов в несуществующем лит. союзе считается более веским аргументом, чем прямое указания на год, имевшее место в одной из промежуточных редакций?
Цитата: | Конкретное число дня смерти Мастера содержится во фразе Воланда, который, предсказывая смерть Берлиоза, произносит каббалистическое заклинание "Раз, два... Меркурий во втором доме... Луна ушла". Здесь мое мнение расходится с комментарием Г.А. Лесскиса, который полагает, что "Воланд делает вид, что узнает судьбу Берлиоза... Его астрологические вычисления оказываются фарсом и буффонадой" 4. Не знаю, как с астрологических, а вот с астрономических позиций — это отнюдь не "фарс и буффонада".
Во "втором доме" планет — зодиакальном созвездии Тельца — в 1936 году Меркурий находился с середины мая до третьей декады июня. В этот период было два новолуния, намек на которые усматривается в употреблении Булгаковым слова "ушла" вместо характеризующего суточный цикл "зашла" (в новолуние Луна уходит на три дня — то есть, ее невозможно видеть; это — устоявшееся словосочетание). Неопределенность устраняется началом фразы Воланда "Раз, два...", из чего можно сделать вывод о необходимости выбора именно второго новолуния, которое имело место 19 июня (прошу обратить внимание на одновременное подтверждение месяца). |
В романе - не новолуние, а полнолуние!
Цитата из Булгакова:
Цитата: | Небо над Москвой как бы выцвело, и совершенно отчетливо была видна в высоте полная луна, но еще не золотая, а белая. Дышать стало гораздо легче, и голоса под липами звучали мягче, по-вечернему. |
Что вы на это скажете?
Замечу ещё, что "гороскоп" присутствовал в редакции 1929-го года, и вряд ли может указывать на день в 1936-м. Да и разобрал его Соколов, разложил по полочкам...
***
Проверил (с помощью астрономической программы). Действительно, в день прощания с Горьким, 19 июня 1936, луна ушла, было новолуние (в этом Барков не ошибся).
Но в романе луна полная.
Значит, фазы Луны - аргумент против этой даты, а вовсе не "за", как уверяет Барков.
Из материалов сайта:
http://bulgakov.ru/m/mim/5/
Цитата: | В редакции 1937 г., на предложение поэта Ивана Бездомного отправить И. Канта годика на три в Соловки, Воланд ответствовал, что "водрузить его в Соловки невозможно, по той причине, что он уже сто двадцать пять лет находится в местах, гораздо более отдаленных от Патриарших прудов, чем Соловки". Кант скончался 12 февраля 1804 г., так что происходящее на Патриарших однозначно приурочено, принимая во внимание слова о майском вечере, к маю 1929 г. В окончательном тексте Булгаков заменил "сто двадцать пять лет" на "с лишком сто лет", чтобы избежать прямого указания на время действия, но косвенные указания на Страстную неделю 1929 г. сохранил. |
Прямое указание: 1804+125=1929. Булгакову в 1929 было как раз столько, сколько мастеру в романе ( 38 ).
Насчёт солнечного затмения 19 июня 1936, которое Барков пытается использовать.
Цитата: | Оказывается, для читательской публики тридцатых годов уже само упоминание о Меркурии должно было вызывать непосредственную ассоциацию с этим печальным событием. Дело в том, что визуальное наблюдение этой планеты настолько затруднено, что не всем даже профессиональным астрономам удается хоть раз увидеть ее в течение всей своей жизни. Поэтому, когда в день прощания с телом Горького миллионы жителей страны увидели Меркурий, причем днем, невооруженным глазом, то это событие запечатлелось в памяти современников Булгакова не только как уникальное астрономическое событие, но и как ассоциирующееся с великой утратой, масштаб которой официальная пропаганда ставила на второе место после смерти В.И. Ленина. |
Возможно, что упоминание сделано, чтобы вызвать ассоциацию Берлиоз-Горький. Ведь Воланд упоминает его в разговоре с Берлиозом перед смертью Берлиоза. Но маловероятно - гороскоп в тексте появился за 7 лет до панихиды по Горькому и сопутствовавшего затмения, при котором был виден Меркурий. Меркурий упоминался ещё в редакции 1929 г.
Скорее всего, совпадение.
Да, пропаганду Барков весьма кстати вспомнил. Кто в МиМ знал о смерти мастера и придавал ей хоть какое-то значение?
Из школьного курса астрономии известно, что солнечное затмение бывает только в новолуние. Неужели вы думаете, что Булгаков мог сделать такую ошибку?
У Баркова:
Цитата: | Это произошло во время "первого советского", по определению Горьковского астрономо-геодезического общества, солнечного затмения, о котором писали газеты даже в выпусках, практически полностью посвященных памяти Горького. Оно сопровождалось понижением температуры и ветром, что практически соответствует описанию булгаковской "тьмы", пришедшей в финале с запада и накрывшей Москву. |
В Москве в 1936 полного затмения не было, не было никакой тьмы, накрывшей город. Об этом Барков стыдливо умалчивает.
У Булгакова:
Цитата: | Гроза, о которой говорил Воланд, уже скоплялась на горизонте. Черная туча поднялась на западе и до половины отрезала солнце. Потом она накрыла его целиком. На террасе посвежело. Еще через некоторое время стало темно.
Эта тьма, пришедшая с запада, накрыла громадный город. Исчезли мосты, дворцы. Все пропало, как будто этого никогда не было на свете. Через все небо пробежала одна огненная нитка. Потом город потряс удар. Он повторился, и началась гроза. Воланд перестал быть видим во мгле. |
Ясно сказано: гроза.
В тексте МиМ несколько раз открытым текстом сказано, что события происходят весной, в мае. Барков утверждает, что Булгаков просто пошутил, а на самом деле они были в июне:
Цитата: | Но возвратимся к анализу содержания романа — там есть очень интересный парадокс: фенологические и астрономические признаки датируют "московскую грань" романа июнем, в то время как Булгаков настойчиво подчеркивает, что все это происходило якобы в мае. Так же настойчиво, как и то обстоятельство, что к Мастеру "постучали" в середине октября (четыре раза в тексте!). Здесь возникают следующие соображения.
Горький, несогласный с репрессивной политикой Ленина, был изгнан из страны 16 октября 1921 года (16 число — это ведь середина месяца, не так ли?); после этого прибыл в СССР в мае 1928 г.; (вспомним: Мастер был "извлечен" тоже в мае). Как усиливающий фактор можно рассматривать и то обстоятельство, что Горький приезжал из Италии четырежды (1928, 1931, 1932 и 1933 гг.), причем каждый раз — в мае, а выезжал за границу тоже в одно и то же время — в октябре, что было отмечено исследователями его жизни и творчества 5 и являлось легко узнаваемым фактом для современников Булгакова — потенциальных читателей романа.
И еще один момент, связанный с маем: в год своей смерти Горький прибыл в Москву из Крыма 27 мая |
Вы уж определитесь, в мае или в июне был извлечён мастер. Только что доказывали, что в июне, а тут - в мае... Странно всё это.
Из астрономических признаков (фаз Луны) следует, что датировка Баркова неверна. Посмотрим, что он имеет в виду, когда говорит о "фенологических".
Цитата: | . В частности, кружевная тень от акаций бывает только в этом месяце. Но это еще не все: действие "московских" глав происходит во время цветения лип, которое начинается во второй половине июня.
Уместным будет отметить, каким изящным образом Булгаков упрятал информацию о цветении лип. О нем в романе прямо не сказано. Наоборот, там прямо пишется, что нет даже запаха лип! Вернее, он не проник в кабинет Римского, когда по его душу пришли вампиры Гелла и Варенуха: "Рама широко распахнулась, но вместо ночной свежести и аромата лип в комнату ворвался запах погреба. Покойница вступила на подоконник. Римский отчетливо видел пятна тления на ее груди" — глава 14 "Слава петуху". То есть, читателю дается понять, что там, на улице, аромат лип все-таки есть. |
Что кружевная тень от акаций бывает только в июне - интересный научный аргумент.
И разве здесь сказано, что липы цвели?
В МиМ есть другие фенологические признаки, которых Барков почему-то не заметил.
Цитата: | Попав в тень чуть зеленеющих лип, писатели первым долгом бросились к пестро раскрашенной будочке с надписью "Пиво и воды". |
Цитата: | Трубка тут же опустела. Чувствуя мурашки в спине, финдиректор положил трубку и оглянулся почему-то на окно за своей спиной. Сквозь редкие и еще слабо покрытые зеленью ветви клена он увидел луну, бегущую в прозрачном облачке. |
Остаётся заключить, что дело происходит в мае, а вовсе не в июне. Никаких указаний на дату смерти Горького, 19 июня 1936, в МиМ нет. Зато есть множество вещей, прямо противоречащих этому.
Последний раз редактировалось: Cиницын (Чт Фев 02, 2006 8:17 pm), всего редактировалось 2 раз(а) |
|
Вернуться к началу |
|
tsa
![](images/avatars/32145933743d7cdfbbd4bb.jpg)
Зарегистрирован: 23.01.2006 Сообщения: 52 Откуда: Украина
|
Добавлено: Чт Фев 02, 2006 2:21 pm Заголовок сообщения: |
|
|
Вы правы, про моё право, молодой человек, но кто вам дал право говорить со мной столь поучающе -высокомерным тоном?
Исключительно Ваш собственный хамский тон: "Однако же, мне не очень хочется входить в спор с таким уверенным субъектом, как tsa, - возраст которого, действительно бросается в глаза, … Кроме ярлыков и диагнозов ничего не последовало".
Ваше красочное многословие не убедило меня ни в вашей правоте ни в том, что я должен именно с вами вступать в спор.
Лично меня Вы уже убедили полностью. что Вы ничем от Баркова не отличаетесь и спорить с Вами действительно бесполезно, так кка бесполезно спорить с верующими, ибо вера не основана на логике. Поэтому всякую полемику лично с Вами я прекращаю.
Много чести! И на этот раз вы не удержались от навешивания очередного ярлыка, что довольно убедительно демонстрирует отсутствие у вас какой - то этики общения. И, поверьте мне, что менее всего я ищу на Форуме хамства.
Вы его не просто ищете, Вы его провоцируете, что стоят только Ваши ответы Синицину:
Я очень пардонирую, но, заставив себя прочитать всю эту гали... ахи... процедуру лягания покойного Баркова, не увидел там ничего совешенно убедительного. Это не аргументы. И так не оспаривают чужих мнений. … Мелко все это и беспомощно.
Глубокоуважаемый графоман, …написанное Вами это настолько несущественные и не относящиеся к делу "ниточки", что у меня не найдется столько свободного времени, … ради только того, чтобы оспорить такого "лженаучного работника" как Вы.
Впрочем, вы... вы меня опять-таки извините, ведь я не ошибаюсь, вы человек невежественный? _________________ Уж вы мне верьте, - добавил кот, - я форменный пророк |
|
Вернуться к началу |
|
tsa
![](images/avatars/32145933743d7cdfbbd4bb.jpg)
Зарегистрирован: 23.01.2006 Сообщения: 52 Откуда: Украина
|
Добавлено: Чт Фев 02, 2006 3:17 pm Заголовок сообщения: |
|
|
Cиницын
Замечу ещё, что "гороскоп" присутствовал в редакции 1929-го года, и вряд ли может указывать на день в 1936-м.
Весь этот вопрос детально разобран в Булгаковской энциклопедии http://old.bulgakov.ru/m_mim4.html
«Хронология событий как в московской, так и в ершалаимской части М. и М. играет ключевую роль в идейном замысле и композиции. Однако в тексте романа прямо точное время действия нигде не названо. В редакции 1929-1930 гг. события в большинстве вариантов происходили в июне 1933 или 1934 г. (как и в повести "Роковые яйца", дистанция от времени работы над произведением взята в 4 года). В 1931 г. в сохранившихся набросках начало действия было отодвинуто в еще более отдаленное будущее - к 14 июня 1945 г. Но уже в редакции 1929 г. присутствовала и весенняя датировка московских сцен. Там Иван Бездомный захватил катафалк с телом Михаила Александровича Берлиоза, въехал на Крымский мост, слетел с него, раскинув руки, в воду, а следом за ним свалился катафалк с гробом, причем "ничего не осталось - даже пузырей - с ними покончил весенний дождь".
В самых ранних вариантах М. и М. и московские, и ершалаимские сцены были приурочены к одним и тем же июньским дням. Июньская датировка могла быть связана с христианским праздником Дня Вознесения Господня, отмечавшимся в 1929 г. 14 июня. Вероятно, поэтому визит буфетчика Театра Варьете к Воланду с требованием замены поддельных денег настоящими на следующий день после сеанса черной магии происходил в редакции 1929-1930 гг. 12 июня, а, следовательно, сатана со свитой и Мастером оставлял Москву как раз в ночь на 14 июня.
Однако месяц нисан, на который в Евангелиях приходятся события Страстной недели, распятия и Воскресения Иисуса Христа, в разные годы соответствовал марту или апрелю юлианского календаря (так называемого старого стиля), но никогда - июню. А приуроченность визита Воланда со свитой в Москву на Страстную неделю, несомненно, представлялась Булгакову соблазнительной возможностью. Между тем, в XX в. православные Страстная неделя и Пасха ни в одном году не могут приходиться на июнь. В последних главах Булгаков уже стал исправлять июньскую датировку на майскую, вернувшись к весенней приуроченности действия одного из вариантов 1929 г.
В окончательном тексте М. и М. нет точного указания, когда именно происходит встреча Воланда с литераторами на Патриарших прудах, но, оказывается, эту дату несложно вычислить.
Если исходить из предположения, что московские сцены М. и М., как и ершалаимские, происходят на православной Страстной неделе (православные - большинство верующих в Москве), то требуется определить, когда Страстная среда в XX в. приходится на май по григорианскому календарю (так называемому новому стилю), принятому в России с 14 февраля 1918 г. Именно в среду, в этот страшный майский вечер, Воланд и его свита прибыли в Москву. Только в 1918 и 1929 г. Страстная среда падала на 1 мая. Больше в XX в. такого символического совмещения не происходит…
1918 г. как время действия московской части М. и М. отпадает - в романе изображена явно не эпоха военного коммунизма, когда не было даже червонцев, которыми так щедро одаривают спутники Воланда публику в Театре Варьете. Визит сатаны и его свиты происходит в Москву эпохи нэпа, хотя эпоха эта уже на изломе.
Очевидно, действие происходит в 1929 г., когда Пасха приходилась на 5 мая (22 апреля по ст. ст.). 1929 г. был провозглашен И. В. Сталиным "годом великого перелома", призванного покончить с нэпом и обеспечить переход к сплошной коллективизации и индустриализации. Тогда же переломилась и судьба Булгакова: все его пьесы оказались под запретом. Если 1918 г. оказался годом гражданской войны и временем действия первого романа Булгакова "Белая гвардия", то другой год столь же рокового совпадения социалистического праздника и Страстной среды стал хронологическим стержнем "последнего закатного" булгаковского романа.
Горькая ирония: повествование начинается в день международной солидарности трудящихся. Люди в Москве разобщены еще сильнее, чем прежде. А спешащий на первомайское торжественное заседание председатель МАССОЛИТа Берлиоз давно уже думает только о собственном благополучии и следованию конъюнктуре, а не о свободном литературном творчестве. Ночь же на 1 мая - это знаменитая Вальпургиева ночь, великий шабаш ведьм на Брокене, восходящий еще к языческому древнегерманскому весеннему празднику плодородия. Прямо после Вальпургиевой ночи Воланд со свитой прибывает в Москву.
В М. и М. есть еще ряд доказательств приуроченности московских сцен к периоду со среды до субботы Страстной недели 1929 г. (последний полет Воланда, его товарищей и Мастера и Маргариты происходит в ночь на Пасху, с субботы 4-го на воскресенье 5-го мая). Одно из таких доказательств можно найти в истории Фриды. Здесь Булгаков в качестве источника использовал книгу швейцарского психолога и врача, одного из основоположников сексологии Августа Фореля "Половой вопрос" (1908). В булгаковском архиве сохранились выписки из этой книги, относящиеся к случаям швейцарки Фриды Келлер и силезской уроженки Кониецко. Фрида Келлер удавила своего незаконнорожденного ребенка, мальчика пяти лет. Кониецко же задушила новорожденного младенца носовым платком. Автор М. и М. в образе Фриды контаминировал Фриду Келлер и Кониецко, взяв за основу историю первой, но добавив важные детали из дела второй - носовой платок как орудие убийства и младенческий возраст погубленного ребенка. Фрида Келлер родила мальчика в мае 1899 г. Булгаков заставил свою Фриду задушить мальчика сразу после рождения, как это сделала Кониецко. Интересно, что Фрида Келлер убила своего ребенка тоже в мае, на католическую Пасху 1904 г., что, возможно, стало одним из поводов для автора М. и М. включить в роман ее историю. Слова Коровьева-Фагота о том, что вот уже тридцать лет камеристка кладет платок Фриде на стол, указывает на май 1929 г. как на время действия в московских сценах.
Посещение Воландом Москвы именно в начале мая доказывается и тем, что Степан Богданович Лиходеев, увидев печать на двери Берлиоза, сразу думает о своем разговоре с председателем МАССОЛИТа, происходившем, "как помнится, двадцать четвертого апреля вечером". Разговор этот состоялся недавно, иначе Степа вряд ли бы мог помнить точную дату. Если принять первомайскую датировку начала событий в М. и М., то разговор с Берлиозом, который вспомнил испуганный исчезновением соседа и печатью на его двери Лиходеев, был недельной давности, и директор Театра Варьете не успел его позабыть.
В редакции 1937 г., на предложение поэта Ивана Бездомного отправить И. Канта годика на три в Соловки, Воланд ответствовал, что "водрузить его в Соловки невозможно, по той причине, что он уже сто двадцать пять лет находится в местах, гораздо более отдаленных от Патриарших прудов, чем Соловки". Кант скончался 12 февраля 1804 г., так что происходящее на Патриарших однозначно приурочено, принимая во внимание слова о майском вечере, к маю 1929 г. В окончательном тексте Булгаков заменил "сто двадцать пять лет" на "с лишком сто лет", чтобы избежать прямого указания на время действия, но косвенные указания на Страстную неделю 1929 г. сохранил.
Присутствуют в М. и М. и приметы конца эпохи нэпа. Извозчики на улицах еще соседствуют с автомобилями, еще функционируют писательские организации (РАПП, МАПП и т.д.), которые были распущены в 1932 г. и стали образцом для МАССОЛИТа, процветавшего в момент появления Воланда и его товарищей.
В то же время, в М. и М. есть и ряд анахронизмов по отношению к 1929 г., например, упоминание троллейбуса, увозящего дядю Берлиоза Поплавского к Киевскому вокзалу, прочь от Нехорошей квартиры. Троллейбусы появились в Москве только в 1934г., но вошли в М. и М. чисто механически вместе с эпизодом, написанным в середине 30-х годов.
Скрытая датировка действия содержится и в возрасте автобиографического героя - Мастера. Это - "человек примерно лет тридцати восьми", а именно столько Булгакову исполнилось 15 мая 1929 г., через неделю после сдачи в "Недра" главы из М. и М. и ровно через две недели после того, как Воланд и его компания очутились на Патриарших…
Ну и для все еще сомневающихся: «Время действия московских сцен романа непосредственно предшествуют одной важной календарной реформе в СССР. Как раз в мае 1929 г. традиционная семидневная неделя была заменена шестидневкой (пять дней рабочих, шестой – выходной), в связи с чем прежние названия дней были заменены казенно-канцелярскими терминами: "первый день шестидневки", "второй день шестидневки" и т. д. Возврат к прежней семидневной неделе и названиям ее дней произошел только в июне 1940 г.» Поскольку в романе упоминаются традиционные названия, то события московской части романа происходят в одну из последних дореформенных недель» в 1929 г. _________________ Уж вы мне верьте, - добавил кот, - я форменный пророк |
|
Вернуться к началу |
|
Cиницын
![](images/avatars/126585139143e5645e6167f.jpg)
Зарегистрирован: 01.02.2006 Сообщения: 86 Откуда: Иркутск
|
Добавлено: Чт Фев 02, 2006 4:00 pm Заголовок сообщения: |
|
|
Да, почитайте Баркова и Соколова, кто не читал, и сравните. Почувствуйте разницу.
В первых редакциях присутствовал некий интеллигент Феся.
Очередная цитата из Баркова (глава 13):
Цитата: | М.О. Чудаковой не только описана первая, в значительной части уничтоженная редакция, но и реконструирована часть уничтоженного текста, благодаря чему наши возможности не так уж безнадежны...
Вот как выглядит в ее описании этот персонаж: "... Биография вундеркинда Феси... Два года учился в Италии, после революции на 10 лет изгнан с кафедры. В этой 11-й главе есть важные указания на время действия романа — десять пореволюционных лет, прошедших до момента появления статьи в "боевой газете".
Понятно, что с биографией Булгакова это описание ничего общего не имеет. Но к приведенному М.О. Чудаковой описанию можно добавить, что в нем просматриваются вехи биографии Горького. Правда, Горький не "два года учился" в Италии, а два раза эмигрировал в эту страну. После революции он действительно был изгнан на десять лет, только не с кафедры, а из страны победившего пролетариата... Что же касается статьи в "боевой газете", то как раз ко времени написания Булгаковым этой первой редакции подоспел целый ряд "громовых" статей Горького, явившихся своеобразной визой для возвращения на "кафедру". Газеты, в которых они публиковались, действительно были "боевыми" — "Правда" и "Известия" . |
Ну, 2 года и 2 раза - просто идеальное сходство. C реконструкцией Чудаковой. Правда, непонятно, была ли Италия у Булгакова, или она появилась при реконструировании.
Горький - не изгнан (уехал лечиться), не "после революции" и не на 10 лет (с 1921 по 1928).
http://az.lib.ru/g/gorxkij_m/text_0140.shtml
Для сравнения - совпадения, указанные Соколовым.
http://bulgakov.ru/m/master/
Попытка притянуть Фесю за уши к Горькому не выдерживает никакой критики, но даже если бы и удалось - что у него общего с мастером из окончательной редакции?..
Цитата: | В развитие гипотезы, высказанной М.О. Чудаковой, и которая в случае принятия за основу концепции о Горьком как прототипе Мастера подтверждается, осмелюсь добавить, что можно говорить о Горьком как прообразе не только вундеркинда Феси, но и председателя МАССОЛИТа Берлиоза.
Начнем с ассоциаций, — хотя бы с возникающей при чтении самой первой, описанной М.О. Чудаковой редакции (сцена похорон Берлиоза): шел проливной дождь, и у рабочих похоронной конторы возникло желание — "Сейчас опрокинуть бы по две рюмочки горькой (выделено мною — А.Б.) ... и с Берлиозом хоть [на тот свет]".
Понятно, что при чтении такого отрывка ассоциация с именем Основоположника социалистической литературы возникает далеко не так гарантированно, как в примере с Тверской. Но на то эти две редакции и разделяют десяток лет, чтобы Булгаков нашел более прицельный и художественно тонкий вариант. Хотя, впрочем, и в окончательной редакции звуковая ассоциация с именем Горького присутствует: "Горько мне! Горько! Горько!" — завыл Коровьев, как шафер на старинной свадьбе..." (Из сцены в Торгсине). |
(Гипотеза Чудаковой - это то, что Феся из первой редакции и мастер из окончательной - один персонаж. Оказывается, это всего лишь гипотеза!)
Вот про сходство Горького и Берлиоза - одно из немногих интересных мест в книге. Но и здесь Барков пользуется сомнительными аргументами.
Ну и что, что Коровьев в Торгсине кричал: "Горько"? Где связь с Берлиозом?
Оказывается, по мнению Баркова, Горький у Булгакова изображён дважды: как Мастер и как Берлиоз.
Может, Воланд и Пилат тоже из Горького возникли?..
Дальше Барков утверждает, что Горький был редкостным мерзавцем. Неясно, какое отношение это имеет к делу - ведь тогда и мастер дожен быть мерзавцем.
Что же используется в качестве компрометирующих материалов для мастера? Вот:
Цитата: | Как-то так получилось, что приведенную выдержку, характеризующую Мастера как душевно черствого человека, булгаковеды урезают до отрывка, который начинается со слов "Я, знаете ли, ..." и заканчивается "какой-нибудь крик". Такое усекновение позволяет трактовать смысл всей фразы в "ортодоксальном", неизменно позитивном смысле, чтобы сохранить ореол "светлого образа".
В первой полной редакции романа из этого места урезать вовсе нечего — там все абсолютно ясно: "Но вы, надеюсь, не буйный? — вдруг спросил тот. — А то я не люблю драк, шума, и всяких таких вещей". Никакой патетики. Так что давайте не будем пользоваться ножницами и воспримем всю фразу такой, какой она является на самом деле — не делающей Мастеру чести. |
Конечно! Хороший человек обязан любить шум, драки и крики. (И ходить на дискотеку. )
При чём здесь "душевная чёрствость"? Наоборот, если человек плохо переносит всё это - он уязвимый, мягкий.
Как это часто случается, цитаты Баркова позволяют опровергнуть его тезисы без привлечения дополнительных источников.
Цитата: | Придется снова возвратиться к той самой тринадцатой главе, где Мастер рассказывает о себе Бездомному:
Цитата: | — Но вы можете выздороветь, — робко сказал Иван.
— Я неизлечим, — спокойно ответил гость, — когда Стравинский говорит, что вернет меня к жизни, я ему не верю. Он гуманен и просто хочет утешить меня. |
"Гуманен"... Поэтому ему нельзя верить... Выходит, что с точки зрения Мастера гуманизм — понятие негативное. |
Даже не знаю, надо ли это комментировать. ![Very Happy](images/smiles/biggrin.gif) |
|
Вернуться к началу |
|
Ляксей Редакция сайта
![](images/avatars/1678792498437ddebace04f.jpg)
Зарегистрирован: 14.03.2005 Сообщения: 4477 Откуда: Деревня Курышино, Угличского уезда, Ярославской губернии
|
Добавлено: Чт Фев 02, 2006 5:41 pm Заголовок сообщения: |
|
|
Марсель писал(а): |
А вот про точки зрения на трактовку того или иного образа в романе "МиМ" - здесь мне есть чем поделиться, только, видимо, не в рамках данного форума, посвященного труду А. Баркова.
Спасибо за внимание ![Не шалю, никого не трогаю...](images/smiles/blush.gif) |
Спасибо Вам!
![Smile](images/smiles/smile.gif) _________________ Мы умеем читать бумаги, Филипп Филиппович! |
|
Вернуться к началу |
|
tsa
![](images/avatars/32145933743d7cdfbbd4bb.jpg)
Зарегистрирован: 23.01.2006 Сообщения: 52 Откуда: Украина
|
Добавлено: Чт Фев 02, 2006 5:47 pm Заголовок сообщения: |
|
|
Cиницын
Даже не знаю, надо ли это комментировать.
Думаю, что большого смысла в этом нет. Ведь вся методология подобных доказательств блестяще описывается детской игрой: «Задумай число. – Задумал. – Какое? – Восемь. – А я Девять, у меня больше. Я выиграл».
Если человек не понимает ущербности такой "логики", ему никакие комментарии не помогут. _________________ Уж вы мне верьте, - добавил кот, - я форменный пророк |
|
Вернуться к началу |
|
Ляксей Редакция сайта
![](images/avatars/1678792498437ddebace04f.jpg)
Зарегистрирован: 14.03.2005 Сообщения: 4477 Откуда: Деревня Курышино, Угличского уезда, Ярославской губернии
|
Добавлено: Чт Фев 02, 2006 6:00 pm Заголовок сообщения: |
|
|
Господа! Давайте без перехода на личности высказываться? _________________ Мы умеем читать бумаги, Филипп Филиппович! |
|
Вернуться к началу |
|
PrintScreen
Зарегистрирован: 26.05.2005 Сообщения: 143
|
Добавлено: Чт Фев 02, 2006 6:01 pm Заголовок сообщения: |
|
|
Господа! Это уже слишком! Я тут YK в экстремизме упрекал, и вы тудаже.
Позвольте, мне как человеку невежественному, и поэтому непредвзятому, высказать свое мнение по теме. Даже не по теме, а по характеру обсуждения темы. Мне кажется, нельзя так подходить к вопросу литературных исследований. Один говорит что Барков во всём прав, другой, указыая на явные погрешности в исследованиях, вообще говорит, что всё бред. Господа, я буду не оригинален, но между черным и белым, существует куча градаций серого. По мне, для того чтобы сформировать целостную картину романа, я интересуюсь тем , как и почему Булгаков это написал. И решаю загадку выбрав один, подходящий именно для меня ответ. Ну если желаете Мастера сделать Горьким, дык и пожалуйста. Ведь, МиМ это литературное произведение обращенное к каждому читатель в отдельности, индивидуально. И понимать его можно по разному. Вот как Бортко, например . И тем более странным для меня оказался подход, когда начинают по числам и лунному календарю вычислять время вымышленных событий. Открою небольшой секрет, для меня всё происходит каждую весну. Странно, но не важно полнолуние это или нет, главное чтобы чуть зеленеющие липы, и солнце отражающееся в верхних этажах и уходящие в марево. Так приятно, аж до муражек по спине, пройтись по весенней теплой Москве вечером, по любимым местам. Подумать, помечтать, хорошо... Даже теперь в теплые майские вечера, если ,бродить вечером по Бронной, Ермолаевскому ( ну и дальше вы знаете), можно встретить не очень много народу. Я точно например знаю, что в тот вечер никто не пришел под липы, потому что все уехали за город кататься, или на дачу к какому-нибудь Хустову .Чего там искать праобразы, когда этих самых "праобразов" и сейчас пруд пруди в Москве, да и в Америке думаю тоже. Мастерски роман срисован с жизни, и переносить личности героев на отдельные исторические персонажи, это обеднять собственное восприятие этих ЛИТЕРАТУРНЫХ героев. Давайте тогда возьмем Мертвые души, и начнем искать Ноздрева и прочих Собакевичей. А чего их искать, в библиотеках и архивах, когда можно просто оглянуться. ИМХО писатель, не является историком, а только передает свое мироощущение, по средством своих произведений. По моему так. Как сказал Винни-Пух. И нечего ссориться.
Последний раз редактировалось: PrintScreen (Чт Фев 02, 2006 6:46 pm), всего редактировалось 1 раз |
|
Вернуться к началу |
|
Cиницын
![](images/avatars/126585139143e5645e6167f.jpg)
Зарегистрирован: 01.02.2006 Сообщения: 86 Откуда: Иркутск
|
Добавлено: Чт Фев 02, 2006 6:15 pm Заголовок сообщения: |
|
|
Цитата: | И тем более странным для меня оказался подход, когда начинают по числам и лунному календарю вычислять время вымышленных событий. |
Для меня тоже. Но Барков этим занимается, подгоняя факты под теорию.
http://menippea.narod.ru/master11.htm
И я не говорю, что всё бред. Читайте внимательнее. |
|
Вернуться к началу |
|
Сергей
![](images/avatars/60407120843bd7f2c22bff.jpg)
Зарегистрирован: 05.01.2006 Сообщения: 173 Откуда: Киев
|
Добавлено: Чт Фев 02, 2006 9:33 pm Заголовок сообщения: |
|
|
Невежество - вещь относительное, а вот дремучее ХАМСТВО - это уже неискоренимо.
Хороший портрет оставил по себе tza., как представитель "самостийной Украины".
Ответы же типа "Сам дурак!" - более изображают МЕРЗАВЦА, нежели словоблуда.
За Украину обидно. |
|
Вернуться к началу |
|
|
|
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах
|
|
![](templates/iCGstation/images/top.gif) |
![](templates/iCGstation/images/bt_left.gif) |
Powered by phpBB © 2001, 2002 phpBB Group
iCGstation v1.0 Template By Ray © 2003, 2004 iOptional
|
![](templates/iCGstation/images/bt_right.gif) |
|
|