Через весь роман М.А.Булгаков демонстрирует читателям игру теней.
Сжигаемые солнцем и прячась от его лучей существуют персонажи произведения. Давайте попробуем немного систематизировать их.
Бояться и избегают всякого света, предпочитая тень: Иешуа, Афраний-Воланд, кот Бегемот, фагот Коровьев, Азазелло, Толмай-Абадонна, Степан Лиходеев, Гелла…
Без страха и мук предпочитают прямой, не «изломанный» солнечный свет и любой свет вообще: Берлиоз, Бездомный, прокуратор Понтий Пилат, Иуда, Марк Крысобой, сириец, командир алы, жертвы, погибающие на столбах, Левий Матвей…
Игра со светом ещё одна метафора М.А.Булгакова.
Иешуа «сторонится» лучей солнечного света, Афраний ходит в капюшоне, прячась от света, Воланд не любит света, но Понтий Пилат ведёт допрос в лучах яркого солнца, первосвященник Каифа отказывается укрываться от лучей солнца, Марк Крысобой не обращает внимания на палящее солнце.
Солнечный дневной свет – спутник воспоминаний о дореволюционной «Ершалаимской» жизни, которая заканчивается сном прокуратора перед рассветом, основное действие в советское время происходит либо в сумерках вечером, либо ночью.
М.А.Булгаков чётко светом и тенью разделяет жизнь в Российской Империи и в СССР.
Свет – это свойство Добра и жизни…
Тень – это свойство Зла и смерти…