В литературоведении можно встретить большое количество всяких довольно многословных и многочисленных исследований, посвящённых главе 23 "Великий бал у сатаны".
Все они ошибочны.
Надо хорошо представлять те годы в СССР, когда никакого всесоюзного народного праздника кроме "Первомая" попросту не было. В романе можно без труда обнаружить намёки и прямые упоминания некоего готовящегося в субботу торжества.
1. Ну взять хотя бы улицу Арбат, которая близко к десяти часам вечера с пятницы на субботу заполена странными людьми в неких "кепках". Кого можно предположить в этих людях в СССР 1920-ых и 1930-ых годов кроме войск Красной армии, которые строятся к будущему параду на Красной площади? И что за "ночные магазины" работают так поздно, кроме специальных распределителей перед Первым мая?
2. Или к какому празднику пишет свои "Взвейтесь-развейтесь" поэт Рюхин?
3. Что за "красногрудые и зелёнохвостые попугаи" разлетаются по предсказанию кота Бегемота?
Но можно посмотреть парадную форму красноармейцев того периода истории СССР и понять, что она в цветах напоминала поминаемых М.А.Булгаковым попугаев.
4. Кислотные запахи, свойственные казармам и скоплениям людей, автор поминает, используя различные метафоры, типа "пахло лимонами", "банная духота", подсказывая читателям, что за события происходят в романе.
5. Цирковые представления, проходящие перед глазами Маргариты, масса лиц всех рас и национальностей, музыкальные коллективы, исполняющие джаз и классику, состоящие из гениальных музыкантов, всё это было свойственно каждому празднеству на Красной площади в Первомай. Эти постановки готовил в бытность сам В.Э.Мейерхольд.
Конечно, М.А.Булгаков не отказал себе в удовольствии сыронизировать по поводу провозглашаемой вождями мечте о бассейнах со спиртными напитками.
6. Шабашем ведьм называли белоэмигранты этот праздник. И чем это название принципиально отличается от Бала Сатаны?
7. Игры с датами и полнолунием М.А.Булгакова тоже укажут внимательному читателю на Певромай.

Вот каким было отношения М.А.Булгакова к Первомаю.