3. Задачи:

Выявить реминисценции и аллюзии из известных произведений различных видов искусства, которые буквально “рассыпаны” в романе;
Понять, с какой целью использует их Булгаков в каждом конкретном случае;
Определить особенности жанра “Мастера и Маргариты”.
3. Ведущий дает слово первому докладчику.

Тема: “Иисус из Назарета и Иешуа Га-Ноцри”

Вопросы для обсуждения:

Можно ли считать “ершалаимские” главы пересказом евангельского сюжета?
Почему нельзя считать, что Иешуа – это Иисус Христос?
Какие идеи христианского учения оспаривает Булгаков?
Почему церковь до сих пор считает книгу Булгакова опасной?
Если Иешуа – человек, то почему он решает судьбу Мастера?

Урманбаев-Габдуллин

3. Задача тут выставлена очевидно не реальная.
Для подобного выявления литератору понадобится не один месяц, если не год. Такая задача не по плечу ни одному современному литератору. Мне, чтобы перечислить всё, что я обнаружил в романе "Мастер и Маргарита" потребуется написать целую книгу.
Ну, а несколько примеров привести не составит труда никому.
Евангелие, "Фауст", королева Марго, Иван Грозный, "Скупой рыцарь", театрализованные постановки праздничных выступлений на Красной площади (Мейрхольда?), джаз Л.Утесова из фильма "Весёлые ребята"... Это самое поверхностное.
Роман "Мастер и Маргарита" написан в самом типичном жанре Антиутопии, но в отличии от большинства других подобных произведений, роман написан под неусыпным строгим контролем жестоких проповедников Утопии, готовых в случае разоблачения писателя мгновенно расправиться с ним и со всеми его близкими.

Ответы на вопросы.
Ершалаимские главы не являются пересказом евангельского сюжета. Иначе это было бы кощунством со стороны М.А.Булгакова, попыткой в гордыне возомнить себя Пророком и написать своё Евангелие, отличное от канонических.
В романе присутствует два персонажа Иисус и Иешуа. Сам этот факт говорит о том, что писатель имел ввиду разных персонажей. Настоящего Иисуса и "Иисуса со всеми отрицательными чертами" из поэмы Ивана Бездомного, то есть его противоположность Антихриста или Иешуа.
М.А.Булгаков не оспаривает идей христианского учения, наоборот, он их защищает и углубляет, доказывая на примере современных ему событий их правоту.
Православная церковь заблуждается, считая книги М.А.Булгакова опасными. Они понимают тексты писателя превратно.
Иешуа - человек, поэтому решая судьбу Мастера, он приказывает Воланду убить его, или метафорически лицемерно "наградить покоем". На что Воланд берёт по козырёк со стандартными словами подчинённого военнослужащего "Будет сделано".

Конечно, мои ответы очень поверхностны.
Но я снова упираюсь в то, что,стараясь точно ответить на подобные вопросы, я буду вынужден писать целую книгу.

Урманбаев-Габдуллин

4. Краткие выводы:

Между "ершалаимскими" главами и Евангелиями напрашивается наиболее отчетливая параллель. Однако "ершалаимские" главы сохраняют лишь внешнее подобие евангельских эпизодов, а судьба Иешуа Га-Ноцри противоположна судьбе Иисуса из Назарета. Булгаковский герой изображен не "сыном божьим", а отважным и сострадательным человеком. Рассказывая историю ареста и казни Иешуа, Булгаков заменил идею божественного предопределения абсолютно земной идеей власти социальных сил. Полемика Булгакова с ортодоксальным христианством нацелена на то, чтобы прославить человека как высшую ценность.

Урманбаев-Габдуллин

Между Ершалаимскими главами и Евангелиями параллели нет.
Есть противостояние или противопоставление.
Например, Иешуа с Левием Матвеем ест баккуроты, то есть плоды смоковницы, но в Евангелиях Иисус проклял смоковницу за отсутствие на ней плодов...
Иешуа прямо предлагает Левию Матвею сжечь пергамент, но прокуратор читает на нём текст из последней главы 22 Апокалипсиса и Библии "Мы увидим чистую реку воды жизни... Человечество будет смотреть на солнце сквозь прозрачный кристалл..."
Разве мог бы Сын Божий предложить сжечь слова Священного Писания?..

Иешуа - это лицемер и фарисей. И доказательством тому является его выдумка некоего "царства истины", аналога "светлого будущего" или коммунизма, вместо вполне очевидного христианского царствия небесного.
Арест и казнь Иешуа достойны отдельного подробного изучения. При желании читателей у меня есть подробные разъяснения этих событий в романе М.А.Булгакова. Могу только добавить, что Иешуа в романе остаётся жить. Казни не было! Вместо Иешуа Афраний казнил какого-то другого человека в чалме, всей душою преданного прокуратору.
Видимо, я скажу крамольную мысль, но я считаю, что в христианстве высшей ценностью тоже считается человеческая жизнь, для спасения которой требуется соблюдать заповеди ...