Помощь · Поиск · Пользователи · Календарь
Полная версия этой страницы: Стихи.ру Заметки о Мастере и Маргарите. Две смерти
Форум на bulgakov.ru > Булгаков сегодня > Страсти по Булгакову, из бесед с читателями ...
ержан урманбаев
Заметки о р-не Мастер и Маргарита.
Елена Котелевская
Две смерти.

Тема смерти – основная в романе. Вот и события, относящиеся к московской его части, начинаются и заканчиваются смертью. В среду на закате вечером под колёсами трамвая гибнет Берлиоз, а через три дня, в субботу и тоже на закате в клинике для душевнобольных умирает Мастер. Поскольку московские сцены романа разворачиваются в двух реальностях или, правильнее сказать, в двух плоскостях реальности - «видимой», т.е. обычной (она же - объёкт булгаковской сатиры), и «невидимой», мистической, - то и обе смерти, в свою очередь, предстают перед нами в двух планах. За тем, что в глазах окружающих выглядит как обычная человеческая смерть, неважно по причине ли несчастного случая, либо неврастении, скрывается нечто совершенно иного рода.
Первоначально Булгаков собирался написать сатирический роман о Дьяволе, в духе и стиле его же повести «Дьяволиада» (1924). Тогда он, похоже, ориентировался на 1900-летие со времени распятия Христа, т.е. привязывал события романа к 1929 году. Во всяком случае, в нём гибель Берлиоза непосредственно соотносилась со смертью Христа как её антипод и сниженный парафраз. Воланд предсказывал Берлиозу смерть четвертованием, упоминая при этом некую "влежку фигуру",– имелась в виду, конечно, так называемая «небесная фигура», понятие из области астрологии. Оно обозначает гороскопический рисунок, составляющийся на основании расположения планет в астрологических знаках и имеющимися между ними аспектами. Все это - и четвертование, и упомянутая фигура «влежку» должны были вызвать в воображении читателя образ, прямо противоположный образу распятого на вертикально установленном кресте Иисуса Христа, т.е. образу смерти возвышенной во всех смыслах. Ко всему прочему катафалк с гробом Берлиоза в соответствии с предсказанием Воланда падал в реку - что, наверное, должно было вызвать ассоциации с древнегреческой Летой, рекой забвения, т.е. опять-таки образом противоположным тому, который связывается с распятием Христа.
Однако этот первоначальный концептуальный замысел претерпел кардинальную трансформацию. В романе появляется главный герой – Мастер, и Берлиоз обретает своего действительного антипода – уже не Богочеловека, а просто человека и тоже писателя. Соответственно теперь и смерть Берлиоза прямо противопоставляется не распятию Христа, а смерти другого человека. Противопоставляется на фоне и пред фактом Христовой смерти (для Булгакова, как человека верующего, именно фактом, каковыми являлись для него , естественно, и Его жизнь, и Его воскресение).
В предшествующих заметках я говорила, что временной шифр романа содержит в себе автобиографические «коды». Но внешности Мастера Булгаков придал характерные и потому легко узнаваемые черты лица Н.В.Гоголя, а также …. о. Павла Флоренского (очень похожего на Гоголя), известного русского религиозного мыслителя, философа и учёного-энциклопедиста. Тем самым Булгаков указал на авторов, которые, подобно Мастеру, имели страдальческую судьбу (опыт гонений и гибели) и, что самое важное, влиянию которых он, Булгаков, был обязан идейной концепцией своего романа.
Так, у Флоренского есть одна небольшая статья, которая имеет самое прямое отношение к делу. Она посвящена разъяснению смысла таинственных слов апостола Павла «не восихщение непщева», сказанных им применительно к смерти Христа («Послание филиппийцам»), а потому так и называется «Не восхищение непщева». При этом у неё есть ещё и подзаголовок – «К суждению о мистике», так как Флоренский в своей трактовке апостольских слов опирался на анализ древнегреческих мистических представлений о смерти как важнейшего, с его точки зрения, источника представлений христианских.
Флоренский говорит: древние греки различали два типа человеческой смерти. Собственно смерть - она отождествлялась у них с ниспадением, провалом в преисподнюю. И смерть - восхищение, подъем, которая понималась как похищение человека некими трансцендентными существами. При этом сама восхищающая сила, «врывающаяся в мир всякого житейского попечения», символизировалась древними греками в виде налетающего с шумом сильного вихря, «незримого, неосязаемого, и, однако, могучего и порою всесокрушительного порыва ветра» (не правда ли что-то очень знакомое?!).
Суть различия между двумя типами смертей толковалась Флоренским в смысле разного восприятия кончины умирающими. Смерть как провал сопровождается чувством страха и сопутствующим ему «видением», когда умирающему является ангел смерти в виде «обросшего тощей кожей скелета». (Подробно видения смерти о.Павел описывает также в статье «Рассуждения на случай кончины отца Алексея Мечева»). Смерть- восхищение, напротив, сопровождается ощущением восторга, экстаза и в восхищающих трансцендентных существах следует видеть демонов, или ангелов экстаза. ВосхИщенным становится тот, кто уже при жизни был наделен «небесным даром иночества», т.е. принадлежности к иному миру. Поэтому для восхищенного загробный мир – не абсолютно новая страна. Он знает «карту иного мира», знает наименования потусторонних вещей. Однако понятие смерти-восхищения неприменимо к распятию Христа, ибо Христос – Бог, Тот, Кто дарует восхищение, а не человек, хотя бы и самый посвященный. Следовательно, человеческая смерть, какого бы типа она ни была, не может быть сравниваема со смертью Христа ни по какому принципу, даже по принципу противопоставления. И в этом Флоренский усматривал смысл апостольских слов «не восхищение непщева»
Вернёмся к роману. Помните - Берлиоз испытывает неожиданный приступ панического, беспричинного страха и видит соткавшегося из воздуха Коровьева-Фагота? В свете последующих событий, кто он, как не ангел смерти?! Что же касается Мастера, то он вместе с Маргаритой оказывается именно «похищенным» и «восхИщеным» некими «траснцендентными существами» - Воландом и его свитой. И потусторонний мир, в котором ему даруется «вечный приют», - вовсе не чуждая для него страна; здесь ему все знакомо и близко. Надо сказать, что Флоренским была намечена еще и определённая иерархия видов восхищения, в рамках которой он отличал тех, кто наделен прирожденной одаренностью в мистических вещах, и тех, в ком этот дар раскрывается только через страдания, подвиг или специальное посвящение посредством мистерий. Булгаковский Мастер принадлежит к числу вторых: чтобы быть «восхИщенным», ему пришлось пройти через страдания и совершить «подвиг» написания романа о Пилате и Христе.
И что ещё интересно – отказавшись от сравнения смерти Берлиоза со смертью Христа, Булгаков заменяет четвертование своего персонажа отрезанием ему головы. С чего бы это?
(03.10.2017)
ержан урманбаев
М.А.Берлиоз видит силуэт Коровьёва, то есть Ф.Э.Дзержинского.
Уверяю Вас, что в 1920-ых годах вплоть до преждевременной кончины "Железного Феликса" по неизвестным причинам очень многие жили ожиданием ночного визита к ним чекистов. Вам хочется звать его образ ангелом смерти?.. Что ж Ваше право.
Но страх М.А.Берлиоза вполне обоснован.
Ваши "трансцендентные" господа в романе направляются автором прямо в Ад, а мастер канет в вечный покой, то есть в забвение. Но автор ясно показывает, что мастер стал частью свиты Воланда или служителем Сатаны.
Флоренский - это просто фантазии липовых булгаковедов ...
Помните, что Булгаков использовал пиарные названия своих черновиков, чтобы ими направлять читателей по ложным путям. Не слишком доверяйтесь им. Впрочем в черновиках можно найти истинное звание того, как правильно зовутся помещения в клинике Стравинского - КАМЕРА!
У Булгакова и у Гоголя так много мистификации, что без логики это понять невозможно. Иначе они просто будут смеяться над Вашими умозаключениями.

Ержан Урманбаев-Габдуллин 14.10.2017 07:28
ержан урманбаев
По поводу внешнего описания мастера, которое с очевидностью совпадаетс Н.В.Гоголем (сходство с Флоренским чисто случайное), то стоит знать, что в СССР был единственный классик литературы трижды номинировавшийся на Нобелевскую премию. Это был признанный во всем мире гениальным писателем А.М.Горький. Понятно, что Н.В.Гоголь не мог обитать в 20-ом веке, но метафорически он олицетворял классическую русскую литературу, которую, естественно, в первой половине 20-го века представлял А.М.Горький ... Вот такая абсолютно простая логика.
Нельзя читать М.А.Булгакова без здравого мышления.

Ержан Урманбаев-Габдуллин 14.10.2017 09:20
А склонность россиян всё трактовать мистикой М.А.Булгаков подвергает иронии. Впрочем, как и Н.В.Гоголь ...

Ержан Урманбаев-Габдуллин 14.10.2017 09:22
Ержин, я придерживаюсь правила: какой привет, такой ответ. В каком тоне Вы ведёте со мной спор в таком отвечаю Вам и я.
Вам хочется видеть Дзержинского в образе Коровьева-Фагота. Ваше право. Аргументов не приведено никаких. Спорить не с чем. Могу только посмеяться.
Берлиоз боится "ночного" визита чекистов? Речь даже не о терроре 30-гг? В 20-е гг. вот уж кому-кому, а Берлиозу совершенно нечего было опасаться. Потом "страх ожидания", о котором Вы пишете, постоянный, тягучий. А здесь - совершенно внезапный.
За "липовых" булгаковедов - отдельное спасибо. О связи смертей в романе с положениями статьи Флоренского ничего не сказано Вами по делу. Опять-таки спорить не о чем.
И хочется Вам задать вопрос - Вы с Булгаковым были "на дружеской ноге" до такой степени, что он Вас посвятил в свои замыслы? Почему Вы уверены, что Гоголь и Булгаков посмеялись бы только надо мной и моими умозаключениями, а себя вывели из-под удара? -)))

Елена Котелевская 14.10.2017 09:29
Относительно Коровьёва я дал Вам ссылку. Читайте. Я же прочитал кое-что у Вас, чтобы не быть голословным.

Ержан Урманбаев-Габдуллин 14.10.2017 09:32
Вы, вероятно, плохо представляете красный террор, огда пишете про то, что в 1920-ых литераторам нечего было опасаться. Верно Вам известно, что Н.Гумилёва расстреляли в те годы, вопреки заступничеству А.М.Горького ...

Ержан Урманбаев-Габдуллин 14.10.2017 09:36
Так то ж Гумилёв - белогвардеец! Чистки среди в своих в массовом масштабе нчались позже. А Берлиоз-то "свой"!

Елена Котелевская 14.10.2017 09:41
Кто Вам сказал, что М.А.Берлиоз свой для СССР?
Булгаков?!.
М.А.Берлиоз собирает ночью какое-то собрание, которое Воланд-Сталин хочет сорвать.
Зачем совковым служащим собирать собрание ночью?..
Просто усомнитесь.

Ержан Урманбаев-Габдуллин 14.10.2017 09:52
Н.Гумилёв не был белогвардейцем. Вы ошибаетесь.

Ержан Урманбаев-Габдуллин 14.10.2017 09:53
у, что тогда со мной разговаривать! Сплошные ошибки! Опять-таки - о Берлиозе ещё предстоит написать в связи с самим Булгаковым. Говорить сейчас об это не буду.

Елена Котелевская 14.10.2017 10:01
Ваша таинственность вызывает улыбку ...

Ержан Урманбаев-Габдуллин 14.10.2017 10:30
Да какая таинственность! Честное слово! Просто надо написать, изложить аргументацию и т.д. Пишу не так быстро и легко, как хотелось бы. Что-нибудь вклинивается. Какая-то тем, о которой и писать не собиралась.

Елена Котелевская 14.10.2017 11:44
Наши разговоры напоминают мне беседы слепого с глухим. Я задал Вам множество вопросов, которые Вы тупо проигнорировали, переключаясь на обсуждение заданных Вами тем. Это, как минимум, выглядит неуважительно, извините.
Смешной ли я?.. Может быть. По крайней мере мне нисколько не стыдно выглядеть смешным, хотя я не замечал, чтобы окружающие меня люди считали меня чудаком и юродивым.

Ержан Урманбаев-Габдуллин 14.10.2017 15:40
Ержан, я отнеслась к тем ссылкам, которые вы мне дали и с внимание, и с уважением. о Брелиозе и о храмах. Они не "Стихире!. Свой мнение высказать не могла. Успела только в ответе на Ваши рецензии, что интересно. Намекнула, что, может, не разобралась со ссылками. Я проявила тем какую-то бестактность, бескультурье? Вы же самым бесцеремонным образом "доказывать" мне, что я ничего не знаю и не смыслю. Разве не так?
Естественно, я готова вести рахговор только в рамках заданных тем. Иначе же обсуждение становится невозможным. Вы задали миллионы вопросов. Причём, у Вас ведь есть свои ответы на них, и мои ответы, по большому счету, Вас не интересуют. Абсолютно. Вы просто одним махом перечеркнули всё, что успели прочитать у меня. А мы могли бы долее толково обсудить хотя бы один вопрос, к примеру датировки. Спокойно. но Вы не долго сумняшися объявилт, что всё, что мной написано, - это мои выдумки. На каком основании Вы это утверждаете?
В отличие от меня Вы с самого начала сочли для себя возможным не соблюдать никаких приличий. В конце концов вообще стали хамить. Зачем, позвольте Вас спросить? Тут и без вас хамов хватает.

Елена Котелевская 14.10.2017 19:16
Извините - пишу быстро, получилось много ошибок и опечаток. Надеюсь, что несмотря на это, всё понятно.

Елена Котелевская 14.10.2017 19:17
Нет, я Вам не хамил.
Я реально считаю, что большинство мне известных литераторов (Кураев, Чудакова, Лосев, Зеркалов, А.Барков, Б.Соколов, ...) в какой-то момент переходят на разбор собственных фантазий о масонах, о американском посольстве, о несчастной заблудшей Маргарите, о "Фауст"-е Гёте, о Пушкине, князе Мышкине, ..., которое ничего общего с творчеством М.А.Булгакова не имеет и легко опровергается и дневниками (как самого автора, так и других) и воспоминаниями современников.
Если я этим своим убеждением Вас оскорбил, то прошу прощения.
Не знаю, куда Вас направить. Заходите на форум в Булгаковскую энциклопедию. Там я уже много лет исполняю роль администратора. Представьтесь своим именем и я зарегистрирую Вас. Иначе на форум залетает сплошь спам, который мне не интересен.
Это тут: http://www.bulgakov.ru/ipb/

Ержан Урманбаев-Габдуллин 15.10.2017 04:39
Русская версия IP.Board © 2001-2024 IPS, Inc.