IPB

Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

> Воланд. Кто такой?, Версии.
Жора Жук
сообщение 2.8.2007, 20:06
Сообщение #1





Гости






Воланд. Кто такой?

Некто...
Вернуться в начало страницы
 
+Ответить с цитированием данного сообщения
 
Открыть тему
Ответов
Пьерро
сообщение 9.11.2007, 3:26
Сообщение #2


Активный участник
***

Группа: Пользователи
Сообщений: 322
Регистрация: 6.11.2007
Пользователь №: 99



Нет, ну как сеньор tsa господа Бога приложил!
Так и вижу перед глазами:
Сидит сейчас господь Бог в окружении ангелов и разводя руками говорит: "Не, мужики, я не понял... Не, мужики, это чё?... Милосердие Моё конечно бесконечно, но ведь всему же есть границы! Милосердие милосердием, но ведь Меня уже ниже плинтуса опускают! Мужики, я даже не знаю чего сейчас сделаю..."
Ангелы бормочут: "Батя, батя, не горячись... Помнишь, что прошлый раз было?... Ты ведь зарекался!..."
- "Я зарекался, да, но ведь тут ангельское терпение нужно иметь... Не, если что, я за себя не отвечаю. Я милосердный, но эта публика пока три раза от страха в штаны не неложит, думает что я из себя верёвки вить позволю!"
Вернуться в начало страницы
 
+Ответить с цитированием данного сообщения
tsa
сообщение 9.11.2007, 12:54
Сообщение #3


Постоянный участник
****

Группа: Пользователи
Сообщений: 999
Регистрация: 10.7.2007
Из: Харьков
Пользователь №: 13



Цитата(Пьерро @ 9.11.2007, 2:26) *
Нет, ну как сеньор tsa господа Бога приложил!

Прошу желающих серьезно ответить, чем так называемое "милосердие" господа бога лучше холодного бесспристрастия Воланда.
На мой взгляд, основная тема романа лежит совсем в иной плоскости, чем видится современным прозелитам христианской религии, – это плоскость не борьбы[1], а двуединства или относительности Добра и Зла. Как отмечает И. Бэлза[2]: «Обобщив громадный мифологический материал, Булгаков показал неразрывную взаимосвязь «света и тени» <…> Вслед за автором «Божественной комедии», <…> Булгаков положил в основу своего романа дуалистическую концепцию, которой подчинены различные планы развертывающихся в «Мастере и Маргарите» картин борьбы «света и тени»». Этот же факт подчеркивает и Б. Соколов[3]: «Булгаков в «Мастере и Маргарите» воспринял дуализм древних религий, где добрые и злые божества являются равноправными объектами поклонения».
Верующие могут отождествлять Воланда с классическим Дьяволом своей религии, хотя это чревато расшатыванием устоев их веры, – «не так страшен черт, как его малюют!» Те, кому не дают покоя тоталитарные режимы, могут отождествлять его с Лениным и Сталиным, но, как и в предыдущем случае, им также не стоит жаловаться на притягательность этого образа. Я же лично предпочитаю верить Булгакову, говорившему, что «у Воланда никаких прототипов нет»[4], и рассматривать Воланда как образ надмирной силы, не творящей ни добра, ни зла в чистом виде. Вернее, не творящей ничего ради добра и зла в чистом виде. Ибо любое вмешательство в ход любых событий есть добро и зло одновременно.
Что есть добро? Если существует Творец этого мира, именуемый нами Богом, то даже он не может сотворить добро, не посеяв одновременно зло[5]. Собственно, само присутствие зла в мире уже свидетельствует об этом. Любое сотворение добра есть вмешательство в процесс развития и выбор некоторой новой реальности взамен существующей. Любое добро куется на чьей-то голове[6]. Если мы посмотрим на людскую жизнь с горних высот, то ее можно уподобить бесконечно ветвящемуся процессу, в каждый момент можно выбрать точку переключения на другую реальность, но зачем? Ведь при этом бесконечное число человеческих сущностей, долженствующих появиться в старой реальности, неминуемо обрекаются не просто на гибель, но на нерождение, то есть непоявление на свет. Это будет совершенно новый мир, а старый погибнет без следа. Может быть, и хорошо дать рождение новому миру, но справедливо ли истреблять старый?
Не было бы революции 1917 года, не было бы и романа «Мастер и Маргарита», и нас самих, и диакона Кураева, и Альфреда Баркова – была бы совсем другая жизнь и совсем другие люди. Поэтому личное невмешательство Иешуа в земные дела, а равно и определенное безразличие Воланда к результатам своих действий не вызывает у меня никакого удивления. От бесплодного стремления к сотворению добра в чистом виде съедет крыша и у Бога и у Дьявола. Причем у Бога в большей степени, ибо Дьяволу-то к злу не привыкать…
Если человек действительно наделен свободой выбора, то даже Бог не в состоянии изменить естественный ход вещей, иначе человек просто автомат. В своем развитии человечество должно пройти определенные этапы. Например, простое уничтожение рабовладельцев не означало бы конец рабовладельческого строя – их место тут же заняли бы новые. В самом же Новом Завете заложено это понимание инерционности природы человека. Если Бог Старого Завета постоянно активно вмешивался в людскую жизнь, пытаясь изменить человеческую природу наказаниями и истреблением непокорных, то Бог Нового Завета ведет себя значительно разумнее. Оставляя за собой конечный Суд, Он не ввязывается в бесконечные и бесплодные текущие дрязги.
Как отмечает Б. Соколов[7], «Сатана в булгаковском романе – слуга Га-Ноцри «по такого рода комиссиям, к которым Высшая Святость не может <…> непосредственно прикоснуться». Недаром Воланд замечает Левию Матвею: «Мне ничего не трудно сделать». Высокий этический идеал Иешуа можно сохранить только в надмирности, в земной жизни гениального Мастера от гибели могут спасти только сатана и его свита, этим идеалом в своих действиях не связанные. Человек творческий, каким является Мастер (подобно гетевскому Фаусту), всегда принадлежит не только Богу, но и дьяволу». «Сатана в булгаковском романе к христианству относится уважительно, не борется с ним, а выполняет те функции, которые Иешуа и его ученику выполнять нельзя, почему и поручаются они потусторонним силам. По отношению к Мастеру и Маргарите Воланд и его свита ведут себя благородно и вполне галантно». Возразить против сказанного трудно, за исключением одного: «слугой Га-Ноцри» Воланд никоим образом не является. В ранних редакциях романа Воланд действительно подчинен Иешуа, но в окончательной редакции Булгаков «<…> отходит от первоначальной идеи подчиненности «царства тьмы» «царству света» и делает их, по крайней мере, равновеликими»[8].
Несомненная притягательность образа Воланда вынудила Александра Меня предположить, что «<…> в лице Воланда Булгаков (подобно Лермонтову) изобразил вовсе не дьявола. Это лишь маска. Вспомните заключительный эпизод полета. Писатель взял старинный сюжет «чудесного посещения», прихода на землю существ из иных миров. Сталкивая пришельцев из иных измерений с людьми, писатель получает возможность дать оценку всему обществу. Заметьте, что Воланд руководствуется нравственными принципами отнюдь не «дьявольскими» и в этом стоит выше людей, которых он посетил…»[9].
К сожалению Мень, так же как и Кураев, пытался примирить непримиримое и завуалировать нехристианскую концепцию романа приемлемой для него трактовкой, хотя, в отличие от Кураева, прочтение булгаковского романа Менем не мешает читателю при желании восхищаться Воландом и Иешуа. Но текст романа, письма, дневники и другие документы Булгакова и его друзей и близких однозначно свидетельствуют, что роман писался именно о Христе и Дьяволе: «Взор ее притягивала постель, на которой сидел тот, кого еще совсем недавно бедный Иван на Патриарших убеждал в том, что дьявола не существует. Этот несуществующий и сидел на кровати»[10].
Воланд именно тот, кого люди именуют Сатана, Дьявол, Люцифер или как кому еще угодно. Но именно именуют, а не лично сам конкретный дьявол какой-то конкретной религии. Кстати, поэтичное имя Люцифер (лат. Lucifer, буквально – «светоносный»), традиционно используемое в христианстве как синоним Сатаны, означает «дающий свет»[11]. Этим же словом ранее называли «утреннюю звезду» – планету Венеру, видимую перед восходом Солнца[12].
В романе Иешуа и Воланд являются реальными представителями высших сил, управляющих миром, а не вымышленными (в рамках романа) персонажами христианской мифологии, прообразами которых они явились. Иешуа еще можно соотносить с евангельским Иисусом, но Воланд не имеет совершенно ничего общего со злобным мифическим христианским дьяволом. Поэтому бессмысленно приписывать Воланду отрицательные черты, воплощенные в христианской концепции Князя Тьмы.
Я не могу сказать, что меня восхищает образ Воланда. Восхищает то, чему можешь следовать, но нельзя следовать ни Богу, ни Дьяволу – это выше человеческих сил. Скорее, можно сказать, что этот образ потрясает; я бы не отказался от возможности задать ему некоторые вечные вопросы о Бытии, хотя заранее могу предположить, что его ответы я бы просто не сумел понять. Мои вопросы наверняка не имели бы смысла с его точки зрения, а по-другому я бы их сформулировать просто не смог. Ведь чтобы правильно задать вопрос, нужно знать хотя бы часть ответа…
С ведомством Иешуа Булгаков связал Свет. Разумеется, под светом здесь подразумевается отнюдь не полное отсутствие темноты, как нам пытается внушить Кураев, а только светлые начала, заложенные в человеке. Темные же стороны человечества достались ведомству Воланда, поэтому, условно говоря, его можно назвать ведомством Тьмы. Области работы света и тьмы в романе не пересекаются, по словам Воланда: «Каждое ведомство должно заниматься своими делами»[13]. Но что же эти ведомства несут в мир? Добро или Зло, или и то и другое? Недалекий и глуповатый Левий Матвей явно полагает, что Свет – это добро, а Тьма – зло. Однако никаких реальных оснований для такого вывода роман не дает. Если ведомство Иешуа еще можно условно назвать ведомством Добра, при полной неясности, какое же именно добро оно творит, то под юрисдикцию ведомства Воланда только подпадают творящие зло, но само оно сотворением его в чистом виде (зло ради зла) не занимается. В сущности говоря, функции ведомства Воланда аналогичны функциям обычных спецслужб. Такие ведомства проклинает на словах любое общество, но на деле никогда не отказывается от них. Даже эвакуация Воландом Мастера и Маргариты с Земли к месту покоя более всего похожа на практикуемую в США программу «защиты свидетелей» – мнимая смерть и возможность продолжить бытие в новом месте, в новом образе и с чистыми документами.
Ведомство Иешуа олицетворяет собою абстрактное милосердие – «все люди добрые», – а ведомство Воланда – беспристрастную справедливость: «Все будет правильно, на этом построен мир»[14], – говорит Воланд в финале романа. Воланд – наследник традиций Ветхого Завета, предписывающего беспристрастное, безэмоциональное воздаяние человеку сообразно с грехами его. Люди для него изначально греховны и сотканы из недостатков: «<…> они – люди как люди. Любят деньги <…> Ну, легкомысленны… ну, что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди…»[15]. Иешуа же своей эмоциональной нравственной максимой «все люди добрые» утверждает, что человек изначально содержит в себе добро: «<…> злых людей нет на свете»[16]. Иешуа хочет открыть миру новую этическую категорию милосердия и любви. Его этика перекликается с отдельными заповедями Нового Завета, например: «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас» (Иоан. 15:12). Именно всепрощающее милосердие Иешуа, проповедуемые им любовь и сострадание противопоставлены в романе холодной, жестокой справедливости Воланда, логике заслуженного наказания. Награждение Мастера и Маргариты покоем одновременно сострадание и милосердие со стороны Иешуа и беспристрастная справедливость со стороны Воланда.Но проповедь абстрактного милосердия не находит в романе истинных последователей. Иешуа одинок в своих устремлениях. Уже его ближайший ученик Левий не прочь разобраться с конкурентами и окончательно покончить со «злом и тенями». Это же «доброе» желание он испытывал и в прошлой жизни, говоря Пилату, что с его стороны будет такая борьба добра со злом, «что крови еще будет»[17]. Но зло, как явление, нельзя уничтожить встречным злом, ибо оно возродится опять, как феникс из пепла, а «добрых» способов уничтожения зла в мире не существует. Любое зло есть следствие определенных причин, и его можно ликвидировать только уничтожив эти причины и заставив его самоустраниться, иначе круг зла никогда не разомкнется. [1] Некоторые полагают, что жизнь – это не противостояние и не двуединство Добра и Зла, а борьба Зла с еще большим Злом.

[2] Бэлза И. Ф. Генеалогия «Мастера и Маргариты» // Контекст–1978. – М.: Наука, 1978, с. 206.

[3] Соколов Б. В. Булгаков: Энциклопедия. – М.: Алгоритм, 2003, с. 194.

[4] Ермолинский С. А. О времени, о Булгакове и о себе. – М.: Аграф, 2002, с. 112.

[5] «<…> всякий д е л а ю щ и й всегда порождает и то и другое – и благо и зло. Один только – больше блага, другой – больше зла» [Солженицын А. И. Раковый корпус // Не стоит село без праведника: Повести и рассказы. – М.: Кн. палата, 1990, с. 67].

[6] «– Сверхразум – это сверхдобро <…> Что такое добро – мы знаем, да и то не очень твердо. А вот что такое сверхдобро… <…>

– Никто не считает, будто Странники стремятся причинить землянам зло. Это действительно чрезвычайно маловероятно. Другого мы боимся, другого! Мы боимся, что они начнут творить здесь добро, как они его понимают!» [Стругацкий А., Стругацкий Б. Волны гасят ветер. Собр. соч.: В 10 т. Т. 10. – М.: Текст, 1994, с. 266].

[7] Соколов Б. В. Булгаков: Энциклопедия. – М.: Алгоритм, 2003, с. 194, 196.

[8] Лосев В. И. Закатный роман. Предисловие к роману «Мастер и Маргарита» // Булгаков М. А. Мастер и Маргарита. – М.: Вече, 2006, с. 16.

[9] Мень А., протоиерей. Трудный путь к диалогу. – М.: Радуга, 1992, с. 89–90.

[10] Булгаков М. А. Мастер и Маргарита. Избр. произв.: В 2 т. Т. 2. – К.: Дніпро, 1989, с. 579.

[11] Я вижу здесь несомненную аналогию с давшим огонь Прометеем, также восставшим против власти верховного божества.

[12] В христианстве образ утренней звезды парадоксально пересекается и с образом Христа, который сам именует себя: «Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя» (Откр. 22:16).

[13] Булгаков М. А. Мастер и Маргарита. Избр. произв.: В 2 т. Т. 2. – К.: Дніпро, 1989, с. 610.

[14] Там же, с. 708.

[15] Там же, с. 453.

[16] Там же, с. 355.

[17] Там же, с. 656.


--------------------
Уж вы мне верьте, - добавил кот, - я форменный пророк
Вернуться в начало страницы
 
+Ответить с цитированием данного сообщения

Сообщений в этой теме
Жора Жук   Воланд. Кто такой?   2.8.2007, 20:06
antey   Воланд. Кто такой? http://rh.foto.radikal.ru/070...   3.8.2007, 16:26
Жора Жук   И тот и другой - оказались смертными, да и сов...   3.8.2007, 23:04
antey   И тот и другой - оказались смертными, да и сов. вл...   6.8.2007, 10:07
Жора Жук   Прошу Вас убрать из Вашего ответа три ссылки. Они ...   16.8.2007, 3:54
Катюшка   Мне кажется, Воланд делает то, что не смог бы сдел...   23.8.2007, 0:02
ержан урманбаев   [quote name='Катюшка' date='23.8.2007,...   23.8.2007, 7:09
Катюшка   Добрый день! Если вы верите в бога, то тогда...   24.8.2007, 0:16
ержан урманбаев   Бездомный - глубоко верующий человек?! Не он л...   24.8.2007, 6:50
Жора Жук   У Гектора Берлиоза имеется муз. произведение, на...   24.8.2007, 18:03
Ляксей   У Гектора Берлиоза имеется муз. произведение, назы...   1.9.2007, 13:09
antey   Бездомный был верующим человеком, ибо вера это имм...   28.8.2007, 19:12
Жора Жук   Об этом уже были публикации с прямыми - на Приб...   28.8.2007, 19:30
antey   Об этом уже были публикации с прямыми - на Приблу...   31.8.2007, 21:01
Жора Жук   если не секрет, то где? Так сейчас и не припомню,...   1.9.2007, 0:46
Жора Жук   если не секрет, то где? Так сейчас и не припомню,...   1.9.2007, 0:46
mniuli   Воланд-это диавол во многих обличиях,что неоднокра...   10.9.2007, 13:15
Жора Жук   Воланд-это диавол во многих обличиях,что неоднокра...   10.9.2007, 17:49
mniuli   В целом - согласен. Тиранчики всех времен - детвор...   14.9.2007, 11:48
ержан урманбаев   Иногда кажется, что многим людям в детстве сказок ...   17.9.2007, 11:16
mniuli   Есть ключевой монолог Коровьева,посвященный сравне...   19.9.2007, 15:12
ержан урманбаев   Есть ключевой монолог Коровьева,посвященный сравне...   20.9.2007, 7:46
IronJulia   Приветствую Всех! Я новичок на форуме. Давно у...   30.9.2007, 11:02
ержан урманбаев   Приветствую Всех! Добрый день! Воланд -...   1.10.2007, 8:20
mniuli   Приветствую Всех! Я новичок на форуме. Давно у...   3.10.2007, 21:44
ержан урманбаев   Воланд вводит в соблазн. Вдвоём с Иешуа они иску...   4.10.2007, 8:51
NikolasIV   Воланд вводит в соблазн. Вдвоём с Иешуа они искуш...   5.10.2007, 14:01
ержан урманбаев   Простите неизбежную назидательность совета, и прош...   8.10.2007, 7:38
NikolasIV   В ваших рекомендациях, как и в советах всех несост...   8.10.2007, 13:46
Жора Жук   С удовольствием прочитал, за что и благодарю Вас, ...   13.10.2007, 2:39
NikolasIV   С удовольствием прочитал, за что и благодарю Вас, ...   13.10.2007, 19:37
Жора Жук   Т-ты хто такой, тут ж-жужжишь? - Я Карлсон, вообщ...   14.10.2007, 2:34
Brunhild   Воланд - это индивидуум, обладающий очень большими...   5.11.2007, 22:07
tsa   Воланд - это индивидуум, обладающий очень большими...   6.11.2007, 21:08
Brunhild   Судя по тексту романа осмелюсь предположить, что и...   6.11.2007, 22:00
Лика   А вы считаете, что сын священика мог бы призывать ...   7.11.2007, 0:44
Лика   " сделавший вывод, что ему позволено все на с...   7.11.2007, 0:48
Пьерро   Воланд просто знает себе цену. Отрицательных черт ...   7.11.2007, 1:32
Лика   Он НЕ калечит людей, и НЕ убивает, собственное окр...   7.11.2007, 2:38
Пьерро   Он НЕ калечит людей, и НЕ убивает, собственное окр...   7.11.2007, 4:28
Лика   Не выкручивайтесь, отвечайте на прямо поставленый ...   7.11.2007, 5:35
Пьерро   Не выкручивайтесь, отвечайте на прямо поставленый ...   7.11.2007, 15:32
ержан урманбаев   Добрый день! Итак. Предупреждаю, в связи со ...   7.11.2007, 8:40
Пьерро   Добрый день, Ержан! Не стоит сердиться за сим...   7.11.2007, 15:52
ержан урманбаев   Добрый день, извините мне не ведомо, как к вам мож...   8.11.2007, 7:26
Пьерро   Добрый день, извините мне не ведомо, как к вам мож...   8.11.2007, 13:55
ержан урманбаев   Добрый мухи Отделились гибели Не было ничего сияте...   9.11.2007, 8:41
Пьерро   Госпожа Лика, привет! А почему вы мне не возр...   8.11.2007, 18:49
tsa   А почему вы мне не возразили, что возможно Воланд ...   8.11.2007, 20:40
Brunhild   [size=2]Воланд не убивал Берлиоза и не подстраивал...   8.11.2007, 21:07
tsa   Воланд подстроил смерть Берлиоза. Если бы Воланд н...   9.11.2007, 12:39
mniuli   Ну а если и убил мессир Воланд Берлиоза то что? Ну...   9.11.2007, 0:10
Brunhild   Я отнюдь не испытываю симпатии к Берлиозу. Берлиоз...   9.11.2007, 1:07
mniuli   Я отнюдь не испытываю симпатии к Берлиозу. Берлиоз...   10.11.2007, 2:15
tsa   Но королева, причем здесь "все нечестные люди...   10.11.2007, 22:03
mniuli   Воланд дух не Зла, а так называемой темной стороны...   11.11.2007, 14:41
Пьерро   А вам не приходило в голову, что смертью наказаны ...   9.11.2007, 3:05
Пьерро   Нет, ну как сеньор tsa господа Бога приложил! ...   9.11.2007, 3:26
Vendi   Нет, ну как сеньор tsa господа Бога приложил! ...   9.11.2007, 7:34
Пьерро   Пьеро! Мои респекты. Сеньору подошел бы ник П...   9.11.2007, 12:49
tsa   А ведь претензии сеньора tsa к господу Богу обосно...   9.11.2007, 13:13
Пьерро   буду рад если найдете время покритиковать мою кни...   9.11.2007, 14:32
tsa   Буду, жди! (это не хамство, это такая шутка, и...   9.11.2007, 16:20
tsa   Нет, ну как сеньор tsa господа Бога приложил! ...   9.11.2007, 12:54
Лика   Нет, это все не так   9.11.2007, 6:19
Лика   Нет   9.11.2007, 6:21
Пьерро   Маленькая ремарка для участников форума - надеюсь,...   9.11.2007, 14:19
tsa   Маленькая ремарка для участников форума - надеюсь,...   9.11.2007, 16:30
Пьерро   Кстати, госпожа Лика, чтобы вам не скучно было, по...   9.11.2007, 18:30
Vendi   Кстати, госпожа Лика, чтобы вам не скучно было, по...   9.11.2007, 18:44
Пьерро   Let us the thankful for the fools. But for them th...   9.11.2007, 19:36
Vendi   Why, stand alone without fools! But this here ...   9.11.2007, 19:50
Пьерро   "Human intellect cannot estimate what we owe ...   9.11.2007, 20:38
tsa   Так Воланд никого НЕ мучает? А Фрида с её платком?...   9.11.2007, 21:19
Vendi   No civilization can be perfect until exact equalit...   9.11.2007, 20:46
евгений   Заметьте поралель...Все писатели начала советской ...   11.11.2007, 6:01
Пьерро   Как видите, tsa, модератор исполнил нашу просьбу. ...   21.11.2007, 21:53
Brunhild   Для затравки наверно следует сказать, что Воланд р...   22.11.2007, 0:42
tsa   Надо сказать, Мефистофель у Гете тоже не особенно ...   22.11.2007, 11:57
tsa   Как видите, tsa, модератор исполнил нашу просьбу. ...   22.11.2007, 11:25
mniuli   Я согласен, что простая критика и опровержение Кур...   26.11.2007, 21:45
tsa   А доказательство... Я мог бы по примеру профессора...   27.11.2007, 21:16
tsa   Кстати о Мефистофеле, Воланде, МиМ и "Фаусте...   22.11.2007, 12:04
Brunhild   Обратили внимание? Все эпизоды, в которых принимае...   20.12.2007, 18:24
Vendi   Обратили внимание? Все эпизоды, в которых принимае...   20.12.2007, 19:13
Brunhild   Как он воспринимает себя изнутри, сказано в эпигра...   20.12.2007, 19:30
Vendi   В эпиграфе сказано, как воспринимает себя гетевски...   20.12.2007, 20:24
Brunhild   Узнала. Давным-давно. Вот только на других форумах...   20.12.2007, 21:01
Vendi   Узнала. Давным-давно. Вот только на других форумах...   20.12.2007, 22:20
Brunhild   А как же рассуждения о свойствах ТЕНИ, на крыше Р...   25.12.2007, 18:57
Vendi   Что-то у меня впечатление, что рассуждений о ТЕНИ ...   25.12.2007, 19:30
Brunhild   Дневние Сатаны. Глобальная идея, но очень трудоём...   25.12.2007, 19:50
Vendi   Мне же не писать, а прочитать нужно :) Действитель...   25.12.2007, 21:58
евгений   В Доме Пашкова музей открыли.Не был пока. Надо пой...   21.12.2007, 0:51
Brunhild   Вот вопрос, на который я нигде не могу найти ответ...   26.12.2007, 23:06
Vendi   Вот вопрос, на который я нигде не могу найти ответ...   27.12.2007, 18:34
Brunhild   Почему я назвала жизнь Воланда холостяцкой "о...   27.12.2007, 18:52
Vendi   Почему я назвала жизнь Воланда холостяцкой "о...   27.12.2007, 19:54
3 страниц V   1 2 3 >


Добавить ответ в эту темуОткрыть тему
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 



Текстовая версия Сейчас: 2.7.2025, 1:06