IPB

Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

> Прогулки с Барковым или путешествие с дилетантом, «Мастер и Маргарита»: альтернативное прочтение
tsa
сообщение 25.12.2007, 0:01
Сообщение #1


Постоянный участник
****

Группа: Пользователи
Сообщений: 999
Регистрация: 10.7.2007
Из: Харьков
Пользователь №: 13



Уважаемые форумчане!

Приглашаю принять участие в обсуждении моей новой книги "«Мастер и Маргарита»: прогулки с Барковым или путешествие с дилетантом", посвященной подробному разбору книги Альфреда Баркова "Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»: альтернативное прочтение ".

Для удобства полемики, рубрикация основных разделов моей работы совпадает с рубрикацией работы Баркова. В каждом разделе его труда мною выделены и рассмотрены все основные, существенные для его выводов тезисные цитаты, критике и разбору которых и посвящена моя книга.

Напоминаю, что данная тема открыта для обсуждения моей книги и книги Альфреда Баркова. Лучшим ответом мне и лучшей защитой теории основоположника альтернативного прочтения будут не славословия в адрес Баркова и не поливание меня бранью, а доказательное опровержение основных положений моей книги.

При обсуждении прошу указывать соответствующий номер тезиса или раздела, это упростит чтение темы в дальнейшем. Так же прошу, обязательно указывать источники, на основании которых опровергается мое мнение.

С уважением
Сергей Цыбульник (tsa)


--------------------
Уж вы мне верьте, - добавил кот, - я форменный пророк
Вернуться в начало страницы
 
+Ответить с цитированием данного сообщения
 
Открыть тему
Ответов
tsa
сообщение 25.12.2007, 21:00
Сообщение #2


Постоянный участник
****

Группа: Пользователи
Сообщений: 999
Регистрация: 10.7.2007
Из: Харьков
Пользователь №: 13



Глава IV. «Это ты ли, Маргарита?»

«<…> в голове бродит моя Маргарита, и кот, и полеты…»
М. А. Булгаков
[1]

Как я уже отмечал в своем ответе диакону Кураеву[2], испытание Маргариты на балу в точности повторяет известные сюжеты народных сказок об испытании девичьей добродетели. Слова Воланда: «Кстати, скажите, а вы не страдаете ли чем-нибудь? Быть может, у вас есть какая-нибудь печаль, отравляющая душу, тоска?», – и ответ Маргариты, – «Нет, мессир, ничего этого нет, а теперь, когда я у вас, я чувствую себя совсем хорошо»[3], слишком явно перекликаются со словами сказки «Морозко»: «Тепло ли тебе девица? – Тепло, батюшка!» Здесь нет ни пародийности, ни гротеска, только отражение извечного стремления русской души к вознаграждению истинной добродетели. На балу испытывается смирение Маргариты, любимой героини автора«в голове бродит моя Маргарита», – писал Булгаков своему близкому другу и первому биографу П. С. Попову.

Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля дает следующее толкование имени Маргарита: «жемчужина». И вот эту то жемчужину романа и пытается втоптать в грязь бывший полковник КГБ, называя ее «шлюхой». Лучше бы Барков порылся в грязном прошлом своего ведомства и открыл для истории хоть пару его мрачных страниц. Но об этом он предпочел промолчать, руководствуясь трусливым принципом – «вход в Контору рубль. Выход два»[4]. И то верно, куда как безопаснее критиковать Мастера и Маргариту, – книги сдачи не дают…

Цитата
I.IV.1. С чьей-то легкой руки укоренилось мнение о Маргарите как "ангеле-хранителе" Мастера, "прекрасном, обобщенном и поэтическом образе Женщины, которая Любит". Однако содержание романа показывает, что автор вкладывает в этот образ нечто иное.
Парадоксальность глав, повествующих об идиллической любви этих персонажей, бросается в глаза при сравнении хотя бы этих двух отрывков:
"В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат", и:
"Маргарита Николаевна никогда не нуждалась в деньгах. Маргарита Николаевна могла купить все, что ей понравится. Среди знакомых ее мужа попадались интересные люди. Маргарита Николаевна никогда не прикасалась к примусу. Маргарита Николаевна не знала ужасов житья в совместной квартире".
При их сравнении читатель, не знакомый с романом, наверняка стал бы утверждать, что они принадлежат перу разных авторов – настолько они отличаются по стилю. И, осмелюсь добавить, по уровню владения пером. Действительно, первый, охотно цитируемый исследователями отрывок, является образцом высокохудожественной прозы, его достоинства не раз становились предметом восхищенного анализа специалистов. Видимо, именно его имела в виду Л. М. Яновская, когда писала: "По музыкальности проза "Мастера и Маргариты" на уровне самой высокой поэзии".
Второму же явно не повезло – не обнаружив в нем никаких художественных достоинств, исследователи упорно обходят его вниманием, как бы великодушно прощая Булгакову неровную манеру письма, пассаж, достойный разве что весьма нерадивого третьеклассника. Примечательно, что этот отрывок был вставлен Булгаковым уже на заключительной стадии работы над романом – во всяком случае, во второй полной рукописной редакции, с которой роман летом 1938 года диктовался на машинку, он отсутствует.
Давайте все-таки вдумаемся, что Булгаков мог иметь в виду, – ведь авторская небрежность здесь явно исключена. Вывод может быть только один: он преднамеренно избирает в этой части стиль, своей нарочитой примитивностью сигнализирующий о неправдоподобности того, что открыто декларируется в этих главах.

Барков занимается типичной подгонкой решения под нужный ему ответ. Раз уж он взялся кроме Булгакова толковать еще и профессионального текстолога и литературоведа Лидию Яновскую, объясняя нам, что именно ей могло понравиться в романе, то приведу именно ее квалифицированное мнение о стилистике романа, в корне противоречащее наивным озарениям Баркова:

«Часть вторая начинается взволнованно и романтично: «За мной, читатель!» Романтическая взволнованность этих строк занимала внимание писателя не меньше. Впервые она проступает в четвертой редакции романа…
Интонация первых строк – ключ к звучанию части в целом.
Они очень по-разному написаны, эти две части романа. Стиль части первой почти реалистичен, несмотря на то, что фантастика здесь начинается с первых же страниц…
А часть вторая романтична. Поэтическая фантастика полета Маргариты переливается в фантасмагорию бала у Сатаны, и блистательные сатирические сцены в этой части не снимают ощущения торжествующей бесконечности вымысла…»
[5]

Как видим, ослепленный своей навязчивой идеей Барков, грубо искажает истину, утверждая, что исследователи «упорно обходят» своим вниманием начало второй части. Не поняв роман Булгакова, не понял он и слова Яновской о музыкальности и поэтичности прозы Булгакова. Смысл этих понятий применительно к прозе был в свое время прекрасно сформулирован К. Паустовским:

«У подлинной прозы всегда есть свой ритм <…>
В этом напряжении, в захвате читателя, в том, чтобы заставить его одинаково думать и чувствовать с автором, и заключается задача писателя и действенность прозы.
Я думаю, что ритмичность прозы никогда не достигается искусственным путем. Ритм прозы зависит от таланта от чувства языка, от хорошего «писательского слуха». Этот хороший слух в какой-то мере соприкасается со слухом музыкальным.
Но больше всего обогащает язык прозаика знание поэзии.
Поэзия обладает одним удивительным свойством. Она возвращает слову его первоначальную девственную свежесть. Самые стертые, до конца «выговоренные» нами слова, начисто потерявшие для нас образные качества, живущие только как словесная скорлупа, в поэзии начинают сверкать, звенеть, благоухать!
<…> Но главное не в этом.
Главное в том, что проза, когда она достигает совершенства, является, по существу, подлинной поэзией»
[6].

Музыкальность прозы Булгакова означает, прежде всего, не ее высокохудожественность, а введение автором своей ключевой ритмической тональности для каждой основной темы сюжета. Именно это мы и видим в романе «Мастер и Маргарита» – чеканный, предельно реалистичный выход Пилата в колоннаду, романтичное приподнятое над обыденной действительностью описание Маргариты, и, наконец, то взвешенно мудрые, то предельно ернические действия Воланда и его свиты.

[1] Письмо к П. С. Попову от 26.06.1934 // Булгаков М. А. Дневник. Письма. 1914-1940. – М.: Совр. писатель, 1997, с. 343.

[2] Цыбульник С. А. «Мастер и Маргарита»: Диакон и Диавол или о занимательном богословии Кураева. – http://www.dombulgakova.ru/index.php?id=82

[3] Булгаков М. А. Мастер и Маргарита. Избр. произв.: В 2 т. Т. 2. – К.: Дніпро, 1989, с. 585.

[4] Андреев В. Позывной – UT5AB. – http://www.uarl.com.ua/ut5ab/files/call_ut5ab.htm

[5] Лидия Яновская. Прощай ученик (главы из новой книги о Михаиле Булгакове). – http://magazines.russ.ru/urnov/2004/20/ian10.html

[6] Паустовский К. Г. Золотая роза: Психология творчества. – М.: Педагогика, 1991, с. 211.


--------------------
Уж вы мне верьте, - добавил кот, - я форменный пророк
Вернуться в начало страницы
 
+Ответить с цитированием данного сообщения

Сообщений в этой теме
tsa   Прогулки с Барковым или путешествие с дилетантом   25.12.2007, 0:01
tsa   «Мастер и Маргарита»: прогулки с Барковым или путе...   25.12.2007, 0:02
tsa   RE: Прогулки с Барковым или путешествие с дилетантом   25.12.2007, 0:08
tsa   I. В тупике стереотипов Глава I. "Торжестве...   25.12.2007, 0:09
ФИЛ   Несомненно, Иешуа не раз предлагал Левию уничтожит...   19.1.2008, 10:19
tsa   Небольшая ремарка. Волновало Иешуа содержание перг...   20.1.2008, 13:11
Пьерро   чтобы не затянуть его с собой на лобное место, ...   20.1.2008, 14:47
ФИЛ   ФИЛ прав, Иешуа и пугало, и тревожило то , что Лев...   20.1.2008, 17:51
Пьерро   Начал за здравие, а кончил... Ещё раз повторяю ни ...   20.1.2008, 22:56
ФИЛ   Насчет справедливости спорить не буду, но покой мн...   20.1.2008, 18:06
tsa   Глава II. Мастер – имя нарицательное «Большевики...   25.12.2007, 0:43
Zep   Друзья, в теме приветствуется только здоровая крит...   25.12.2007, 14:23
tsa   Напоминаю, что слово «мастер» Булгаков начал исп...   25.12.2007, 14:43
tsa   Пьеса «Батум» ни в коем случае не являлась заказн...   25.12.2007, 14:53
tsa   Как я уже отмечал (см. тезис I.II.1), изначально,...   25.12.2007, 14:57
tsa   С точки зрения не менее истинного и великого рус...   25.12.2007, 15:06
tsa   С идейной направленностью своего романа Булгаков...   25.12.2007, 15:15
tsa   Надеюсь, читатель уже понял, что пересмотре нужд...   25.12.2007, 16:21
tsa   Возможно воспаленному маниакальной гэбистской под...   25.12.2007, 18:37
tsa   Единственное, с чем можно согласиться, так это с ...   25.12.2007, 18:42
tsa   Одно из немногих здравых рассуждений. Но при чем ...   25.12.2007, 18:44
tsa   Барков, не затрудняя себя лично изучением черновы...   25.12.2007, 18:49
tsa   Как мы убедились при рассмотрении предыдущего тез...   25.12.2007, 18:57
tsa   Глава III. От Ивана Николаевича до Иванушки, или П...   25.12.2007, 19:13
tsa   Баркову был бы смысл [color=#000080]«попристальне...   25.12.2007, 19:46
tsa   Доводы Баркова о превращении Ивана в Иванушку в ...   25.12.2007, 20:19
tsa   Барков жонглирует словами и понятиями как заправс...   25.12.2007, 20:26
tsa   Почудившуюся Баркову трезвость мысли Бездомного п...   25.12.2007, 20:34
tsa   Опять передергивание. Далеко не все арестованные ...   25.12.2007, 20:42
tsa   Как могут быть талантливы стихи об Иисусе, написа...   25.12.2007, 20:48
tsa   Кто здесь виноват – КГБ, советская власть, или со...   25.12.2007, 20:55
tsa   Глава IV. «Это ты ли, Маргарита?» «<…> в г...   25.12.2007, 21:00
tsa   Художественный стиль начала второй части характер...   25.12.2007, 21:09
tsa   Да какой же писатель считает свое произведение не...   25.12.2007, 21:18
tsa   Действительно смешно, настолько смешно, что даже ...   26.12.2007, 0:28
tsa   Барков явно не понимает принципиальную разницу м...   26.12.2007, 14:49
tsa   Во-первых, все эти слова Маргарита произносит нах...   26.12.2007, 20:24
tsa   Оставаясь в образе ведьмы, Маргарита действитель...   27.12.2007, 21:04
tsa   К сожалению распаленное нечистоплотное воображен...   27.12.2007, 23:41
tsa   В романе нет никаких утверждений об идентичности ...   27.12.2007, 23:57
tsa   Глубокомысленный анализ Барковым факта именования...   28.12.2007, 0:04
tsa   Глава V. «Верная, вечная …» «Да отрежут лгуну ег...   29.12.2007, 15:41
tsa   Для Булгакова финский нож символизирует быстроту...   29.12.2007, 15:43
tsa   Напомню, что последняя жена Булгакова – Елена Сер...   29.12.2007, 15:49
tsa   Заумные рассуждения Баркова наводят только на одн...   29.12.2007, 15:53
tsa   Глава VI. Поцелуй вампира «Хотелось бы, чтобы чи...   29.12.2007, 15:58
tsa   Утверждение Баркова, что Мастер и Маргарита стали...   29.12.2007, 16:03
tsa   Пристрастие бывшего кагэбиста к вампирам выгляди...   29.12.2007, 16:08
tsa   На этом я позволю себе взять тайм-аут на некоторое...   29.12.2007, 16:18
tsa   II. Система ключей в романе Глава VII. Криптогра...   8.1.2008, 18:23
евгений   А кто дилетант ? Вы? Или Барков --- ныне умерший. ...   8.1.2008, 22:50
tsa   А кто дилетант? Вы? Или Барков --- ныне умерший. В...   8.1.2008, 23:15
евгений   Вы же сами писали, что он Вас нашёл в номере без а...   9.1.2008, 0:57
tsa   Вы же сами писали, что он Вас нашёл в номере без а...   10.1.2008, 16:34
tsa   Как мы уже отмечали (см. тезис I.I.4), самый вымы...   10.1.2008, 18:27
tsa   Как мы уже поняли, подобные безапелляционные утве...   10.1.2008, 19:27
tsa   Незнание не освобождает от ответственности за амб...   10.1.2008, 20:04
ФИЛ   Приветствую Вас ,Сергей. Абсолютно верно,что взяли...   11.1.2008, 12:31
tsa   не уверен,правда,что Барков искренне заблуждающийс...   11.1.2008, 13:01
ФИЛ   Возможно Вы правы.. Взгляд Баркова на родственную ...   11.1.2008, 13:29
tsa   Возможно Вы правы.. Взгляд Баркова на родственную ...   11.1.2008, 14:28
tsa   Глава VIII. К вопросу об "антисемитизме...   12.1.2008, 15:00
Vendi   Так этот графоман еще и антисемит! :mellow:   12.1.2008, 20:03
tsa   Так этот графоман еще и антисемит! Я бы не дел...   12.1.2008, 20:22
tsa   Забавно, что занимаясь добросовестным разбором да...   12.1.2008, 20:26
tsa   Я далеко не в восторге от уровня комментариев В....   12.1.2008, 20:30
tsa   Как мы уже успели убедиться, при действительно вн...   12.1.2008, 20:32
tsa   Своими словами Булгаков, наоборот, подчеркивает, ...   12.1.2008, 21:45
tsa   Слова Пилата, обращенные к Каифе совершенно естес...   12.1.2008, 21:47
tsa   Скоропалительно перестроившись из активного присл...   16.1.2008, 21:41
ФИЛ   В художественных произведениях герой часто попадае...   16.1.2008, 21:58
tsa   Просто блестяще, Сергей...снимаю шляпу. Спасибо, В...   16.1.2008, 22:08
Vendi   Если признать Пилата преступником, то придется при...   17.1.2008, 1:49
tsa   Иуда казнен именно так, как испокон веку казнят п...   16.1.2008, 22:50
tsa   Булгаковский Пилат не предавал Иешуа, поэтому нет...   16.1.2008, 23:32
ФИЛ   Уважаемый Венди. Работы эти я рекомендую ВСЕМ,а не...   17.1.2008, 4:21
Пьерро   [quote name='ФИЛ' date='17.1.2008, 4:2...   17.1.2008, 4:45
ФИЛ   [quote name='ФИЛ' date='17.1.2008, 4:2...   17.1.2008, 5:22
Пьерро   Извини, братишечка,я не о церковном Христе говорю,...   17.1.2008, 5:44
ФИЛ   Если так, то Иешуа-то точно никакой новой идеи мир...   17.1.2008, 5:50
Пьерро   Или плохо роман читал,братишечка,или ничего не пон...   17.1.2008, 6:01
ФИЛ   Да ты ж сказал: "Отверг и осудил одну, дал ми...   17.1.2008, 6:09
Пьерро   Давай ,брат, так...прочитай,обсудим...даже церковн...   17.1.2008, 6:35
ФИЛ   Дружочек, соседушка! Я конечно читал эту стать...   17.1.2008, 8:01
Vendi   Уважаемый Венди. Работы эти я рекомендую ВСЕМ,а не...   17.1.2008, 4:48
Vendi   П.С. Простите,не видел ни одного оскорбления здес...   17.1.2008, 6:12
tsa   Уважаемый Фил, Хочу предостеречь Вас, что в ли...   17.1.2008, 15:51
Vendi   Повторы самого себя. Сплошная ложь и брехня. Д...   17.1.2008, 21:34
tsa   Цитируемые слова вовсе не «вложены в уста самого ...   17.1.2008, 23:30
tsa   Но мало того, стоило мне понять, что слова Христа ...   17.1.2008, 23:01
tsa   «Неслыханная дерзость» – звучит впечатляюще, если...   18.1.2008, 0:45
tsa   Кривая логика Баркова стремится исказить в нужном...   18.1.2008, 12:57
tsa   Ну вот и вожделенный «рояль в кустах», ради котор...   18.1.2008, 15:24
tsa   Как мы успели уже убедиться, ни малейших основани...   18.1.2008, 17:15
tsa   Не могу не согласиться с этими разумными словами,...   18.1.2008, 17:18
tsa   «В счете предметов в ряду числительных в русском ...   18.1.2008, 17:20
tsa   Никаких признаков намеренно заданной автором сист...   18.1.2008, 18:05
tsa   Глава IX. О парадоксах в романе [i]«Вы водку пье...   18.1.2008, 18:13
евгений   Все бродяги -- воры и попрошайки. Его в дом пустил...   20.1.2008, 4:58
ФИЛ   Все бродяги -- воры и попрошайки. Его в дом пустил...   20.1.2008, 11:28
5 страниц V   1 2 3 > » 


Добавить ответ в эту темуОткрыть тему
2 чел. читают эту тему (гостей: 2, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 



Текстовая версия Сейчас: 1.7.2025, 12:22