IPB

Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

> Прогулки с Барковым или путешествие с дилетантом, «Мастер и Маргарита»: альтернативное прочтение
tsa
сообщение 25.12.2007, 0:01
Сообщение #1


Постоянный участник
****

Группа: Пользователи
Сообщений: 999
Регистрация: 10.7.2007
Из: Харьков
Пользователь №: 13



Уважаемые форумчане!

Приглашаю принять участие в обсуждении моей новой книги "«Мастер и Маргарита»: прогулки с Барковым или путешествие с дилетантом", посвященной подробному разбору книги Альфреда Баркова "Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»: альтернативное прочтение ".

Для удобства полемики, рубрикация основных разделов моей работы совпадает с рубрикацией работы Баркова. В каждом разделе его труда мною выделены и рассмотрены все основные, существенные для его выводов тезисные цитаты, критике и разбору которых и посвящена моя книга.

Напоминаю, что данная тема открыта для обсуждения моей книги и книги Альфреда Баркова. Лучшим ответом мне и лучшей защитой теории основоположника альтернативного прочтения будут не славословия в адрес Баркова и не поливание меня бранью, а доказательное опровержение основных положений моей книги.

При обсуждении прошу указывать соответствующий номер тезиса или раздела, это упростит чтение темы в дальнейшем. Так же прошу, обязательно указывать источники, на основании которых опровергается мое мнение.

С уважением
Сергей Цыбульник (tsa)


--------------------
Уж вы мне верьте, - добавил кот, - я форменный пророк
Вернуться в начало страницы
 
+Ответить с цитированием данного сообщения
 
Открыть тему
Ответов
tsa
сообщение 10.1.2008, 20:04
Сообщение #2


Постоянный участник
****

Группа: Пользователи
Сообщений: 999
Регистрация: 10.7.2007
Из: Харьков
Пользователь №: 13



Цитата
II.VII.5. Важным ключом к раскрытию смысла романа является и авторская ирония, в значительной степени раскрывающая не только характеры основных персонажей, но и идейную нагрузку романа.
Примечание: Тогда я еще не знал, что ирония - не только основной метод "зашифровки" в произведениях такого класса, но что уже само ее наличие, резко усложняя структуру произведения, переводит его в совершенно иной род литературы, где, в отличие от однофабульных эпических произведений, содержится минимум три фабулы.

Незнание не освобождает от ответственности за амбициозно высказываемые глупости. Художественная концепция «Мастера и Маргариты» по мнению Булгакова прекрасно раскрыта в статье И. Миримского «Социальная фантастика Гофмана»[1]. Об этой статье он восхищенно пишет своей жене: «Я случайно напал на статью о фантастике Гофмана. Я берегу ее для тебя, зная, что она поразит тебя так же, как и меня. Я прав в «Мастере и Маргарите»! Ты понимаешь, чего стоит это сознание – я прав!»[2] Как отмечает В. И. Лосев[3]: «Булгаков проявил к этой статье очень большой интерес. Вся она испещрена его подчеркиваниями и пометками». Замечу, что восторг Булгакова в связи с выбором им верного художественного решения романа неявно перекликается со словами Мастера: «О, как я угадал! О, как я все угадал!»

По воспоминаниям знакомых Булгакова, и в частности С. А. Ермолинского[4], Булгаков разыгрывал их, читая статью Миримского и заменяя фамилию Гофмана своей. Только насладившись эффектным розыгрышем и удивлением гостей, что в статье рассмотрена творческая система его романа «Мастер и Маргарита», Булгаков признавался, что статья эта в действительности о творчестве Гофмана. Вот некоторые выдержки из данной статьи[5]:

«Действительно, на первый взгляд творческая система Гофмана кажется необычайно противоречивой и беспорядочной: тематические плоскости то и дело неожиданно смещаются, характер образов колеблется от чудовищного гротеска до нормы реалистического обобщения, герои вопреки законам разума, бытуют одновременно в двух мирах: реальном и фантастическом, чорт разгуливает по улицам Берлина, как человек, а архивный чиновник живет в сказочной стране Атланте, как дух; в стилевом плане авторская ирония часто идет рядом с трагической серьезностью, слезливо-сентиментальное смешивается с комическим и буффонным, патетический монолог переходит в жаргонизированную речь и т.д. Но романтизм не болезнь, а художественный метод, и творческая система Гофмана от начала до конца раскрывается в своей классовой закономерности и художественном единстве»[6].

«Основной чертой творческого метода Гофмана <…> является сознательно подчеркнутая и обнаженная двуплановость в показе действительности. Свойственную романтизму игру контрастами Гофман доводит до предельного выражения. Два плана – реальный и фантастический или, что то же самое, филистерский[7] и энтузиастический – могут выступать в произведении Гофмана то раздельно, то слито, но они всегда различимы во всем, начиная от образов и кончая речевым строем»;

«Стиль Гофмана можно определить как реально-фантастический»;

«В творчестве Гофмана <…> можно выделить две фантастические стихии: с одной стороны, фантастика «кошмаров и ужасов» как преувеличенное отражение «ночной стороны природы» <…> когда субъект теряет власть над собой и становится игрушкой непонятных, а поэтому роковых для него, сверхъестественных сил <…> С другой стороны, светлая фантастика иллюзорно-романтического поэтического мира <…> Это тот самый «прекрасный цветочный сад»[8], где человек обретает все, в чем ему отказала действительность», которая «<…> служит героям Гофмана как бы трамплином для прыжка из «царства нужды и рассудка» в романтическое царство поэзии и свободы»;

«<…> если гений заключает мир с действительностью, то это приводит его в болото филистерства, «честного» чиновничьего образа мыслей; если же он не сдается действительности до конца, то кончает преждевременной смертью или безумием»[9].

Можно ли точнее выразить художественную концепцию романа «Мастер и Маргарита»?

А следующие цитаты прямо перекликаются с отдельными местами романа:

1. «Однако жизнь в мечте есть только временное пребывание в саду фантазии, и Гофман, как правило, разрушает иллюзорно-фантастический план ироническим пуантом, возвращающим героя от мечтательного сна к прозаической действительности»[10], – таким ироническим пуантом в романе является эпилог, который автор, кстати, продиктовал уже после прочтения статьи Миримского.

2. «Окрашивая в большей или меньшей мере каждое повествование Гофмана, ирония разрушает серьезность чудес»[11], – здесь вспоминается и грозное обещание Азазелло отрезать руку перепуганной кухарке, и галка, убитая прощальным свистом Фагота, и т.п.

Цитата
II.VII.6. Примечание (продолжение): Это было обнаружено при более углубленном анализе содержания "Мастера и Маргариты" (см. продолжение этой книги). В более полном виде теория мениппеи изложена в опубликованной в 1998 г. книге "Прогулки с Евгением Онегиным".

Думаю после моего разбора альтернативного прочтения Барковым романа «Мастер и Маргарита» дополнительный анализ его еще более углубленных ошибок не потребуется. Что касается книги «Прогулки с Евгением Онегиным», то с ней и с Барковым мы обязательно прогуляемся по завершении данной работы.

[1] Миримский И. Социальная фантастика Гофмана. – Литературная учеба, 1938, № 5, с. 64.

[2] Письмо к Е. С. Булгаковой от 07.08.1938 // Булгаков М. А. Дневник. Письма. 1914-1940. – М.: Совр. писатель, 1997, с. 497.

[3] Булгаков М. А. Дневник. Письма. 1914-1940. – М.: Совр. писатель, 1997, с. 497.

[4] Ермолинский С. А. О времени, о Булгакове и о себе. – М.: Аграф, 2002, с. 145.

[5] Миримский И. Социальная фантастика Гофмана. – Литературная учеба, 1938, № 5, с. 70, 71, 72, 73, 74.

[6] Там же, с. 64.

[7] Мещанский.

[8] Именно на эти цветущие вишни так горько жалуется Кураев в своей книжице.

[9] Как пророчески перекликаются эти слова с горькими судьбами самого Булгакова и его Мастера.

[10] Миримский И. Социальная фантастика Гофмана. – Литературная учеба, 1938, № 5, с. 73.

[11] Там же, с. 82.


--------------------
Уж вы мне верьте, - добавил кот, - я форменный пророк
Вернуться в начало страницы
 
+Ответить с цитированием данного сообщения

Сообщений в этой теме
tsa   Прогулки с Барковым или путешествие с дилетантом   25.12.2007, 0:01
tsa   «Мастер и Маргарита»: прогулки с Барковым или путе...   25.12.2007, 0:02
tsa   RE: Прогулки с Барковым или путешествие с дилетантом   25.12.2007, 0:08
tsa   I. В тупике стереотипов Глава I. "Торжестве...   25.12.2007, 0:09
ФИЛ   Несомненно, Иешуа не раз предлагал Левию уничтожит...   19.1.2008, 10:19
tsa   Небольшая ремарка. Волновало Иешуа содержание перг...   20.1.2008, 13:11
Пьерро   чтобы не затянуть его с собой на лобное место, ...   20.1.2008, 14:47
ФИЛ   ФИЛ прав, Иешуа и пугало, и тревожило то , что Лев...   20.1.2008, 17:51
Пьерро   Начал за здравие, а кончил... Ещё раз повторяю ни ...   20.1.2008, 22:56
ФИЛ   Насчет справедливости спорить не буду, но покой мн...   20.1.2008, 18:06
tsa   Глава II. Мастер – имя нарицательное «Большевики...   25.12.2007, 0:43
Zep   Друзья, в теме приветствуется только здоровая крит...   25.12.2007, 14:23
tsa   Напоминаю, что слово «мастер» Булгаков начал исп...   25.12.2007, 14:43
tsa   Пьеса «Батум» ни в коем случае не являлась заказн...   25.12.2007, 14:53
tsa   Как я уже отмечал (см. тезис I.II.1), изначально,...   25.12.2007, 14:57
tsa   С точки зрения не менее истинного и великого рус...   25.12.2007, 15:06
tsa   С идейной направленностью своего романа Булгаков...   25.12.2007, 15:15
tsa   Надеюсь, читатель уже понял, что пересмотре нужд...   25.12.2007, 16:21
tsa   Возможно воспаленному маниакальной гэбистской под...   25.12.2007, 18:37
tsa   Единственное, с чем можно согласиться, так это с ...   25.12.2007, 18:42
tsa   Одно из немногих здравых рассуждений. Но при чем ...   25.12.2007, 18:44
tsa   Барков, не затрудняя себя лично изучением черновы...   25.12.2007, 18:49
tsa   Как мы убедились при рассмотрении предыдущего тез...   25.12.2007, 18:57
tsa   Глава III. От Ивана Николаевича до Иванушки, или П...   25.12.2007, 19:13
tsa   Баркову был бы смысл [color=#000080]«попристальне...   25.12.2007, 19:46
tsa   Доводы Баркова о превращении Ивана в Иванушку в ...   25.12.2007, 20:19
tsa   Барков жонглирует словами и понятиями как заправс...   25.12.2007, 20:26
tsa   Почудившуюся Баркову трезвость мысли Бездомного п...   25.12.2007, 20:34
tsa   Опять передергивание. Далеко не все арестованные ...   25.12.2007, 20:42
tsa   Как могут быть талантливы стихи об Иисусе, написа...   25.12.2007, 20:48
tsa   Кто здесь виноват – КГБ, советская власть, или со...   25.12.2007, 20:55
tsa   Глава IV. «Это ты ли, Маргарита?» «<…> в г...   25.12.2007, 21:00
tsa   Художественный стиль начала второй части характер...   25.12.2007, 21:09
tsa   Да какой же писатель считает свое произведение не...   25.12.2007, 21:18
tsa   Действительно смешно, настолько смешно, что даже ...   26.12.2007, 0:28
tsa   Барков явно не понимает принципиальную разницу м...   26.12.2007, 14:49
tsa   Во-первых, все эти слова Маргарита произносит нах...   26.12.2007, 20:24
tsa   Оставаясь в образе ведьмы, Маргарита действитель...   27.12.2007, 21:04
tsa   К сожалению распаленное нечистоплотное воображен...   27.12.2007, 23:41
tsa   В романе нет никаких утверждений об идентичности ...   27.12.2007, 23:57
tsa   Глубокомысленный анализ Барковым факта именования...   28.12.2007, 0:04
tsa   Глава V. «Верная, вечная …» «Да отрежут лгуну ег...   29.12.2007, 15:41
tsa   Для Булгакова финский нож символизирует быстроту...   29.12.2007, 15:43
tsa   Напомню, что последняя жена Булгакова – Елена Сер...   29.12.2007, 15:49
tsa   Заумные рассуждения Баркова наводят только на одн...   29.12.2007, 15:53
tsa   Глава VI. Поцелуй вампира «Хотелось бы, чтобы чи...   29.12.2007, 15:58
tsa   Утверждение Баркова, что Мастер и Маргарита стали...   29.12.2007, 16:03
tsa   Пристрастие бывшего кагэбиста к вампирам выгляди...   29.12.2007, 16:08
tsa   На этом я позволю себе взять тайм-аут на некоторое...   29.12.2007, 16:18
tsa   II. Система ключей в романе Глава VII. Криптогра...   8.1.2008, 18:23
евгений   А кто дилетант ? Вы? Или Барков --- ныне умерший. ...   8.1.2008, 22:50
tsa   А кто дилетант? Вы? Или Барков --- ныне умерший. В...   8.1.2008, 23:15
евгений   Вы же сами писали, что он Вас нашёл в номере без а...   9.1.2008, 0:57
tsa   Вы же сами писали, что он Вас нашёл в номере без а...   10.1.2008, 16:34
tsa   Как мы уже отмечали (см. тезис I.I.4), самый вымы...   10.1.2008, 18:27
tsa   Как мы уже поняли, подобные безапелляционные утве...   10.1.2008, 19:27
tsa   Незнание не освобождает от ответственности за амб...   10.1.2008, 20:04
ФИЛ   Приветствую Вас ,Сергей. Абсолютно верно,что взяли...   11.1.2008, 12:31
tsa   не уверен,правда,что Барков искренне заблуждающийс...   11.1.2008, 13:01
ФИЛ   Возможно Вы правы.. Взгляд Баркова на родственную ...   11.1.2008, 13:29
tsa   Возможно Вы правы.. Взгляд Баркова на родственную ...   11.1.2008, 14:28
tsa   Глава VIII. К вопросу об "антисемитизме...   12.1.2008, 15:00
Vendi   Так этот графоман еще и антисемит! :mellow:   12.1.2008, 20:03
tsa   Так этот графоман еще и антисемит! Я бы не дел...   12.1.2008, 20:22
tsa   Забавно, что занимаясь добросовестным разбором да...   12.1.2008, 20:26
tsa   Я далеко не в восторге от уровня комментариев В....   12.1.2008, 20:30
tsa   Как мы уже успели убедиться, при действительно вн...   12.1.2008, 20:32
tsa   Своими словами Булгаков, наоборот, подчеркивает, ...   12.1.2008, 21:45
tsa   Слова Пилата, обращенные к Каифе совершенно естес...   12.1.2008, 21:47
tsa   Скоропалительно перестроившись из активного присл...   16.1.2008, 21:41
ФИЛ   В художественных произведениях герой часто попадае...   16.1.2008, 21:58
tsa   Просто блестяще, Сергей...снимаю шляпу. Спасибо, В...   16.1.2008, 22:08
Vendi   Если признать Пилата преступником, то придется при...   17.1.2008, 1:49
tsa   Иуда казнен именно так, как испокон веку казнят п...   16.1.2008, 22:50
tsa   Булгаковский Пилат не предавал Иешуа, поэтому нет...   16.1.2008, 23:32
ФИЛ   Уважаемый Венди. Работы эти я рекомендую ВСЕМ,а не...   17.1.2008, 4:21
Пьерро   [quote name='ФИЛ' date='17.1.2008, 4:2...   17.1.2008, 4:45
ФИЛ   [quote name='ФИЛ' date='17.1.2008, 4:2...   17.1.2008, 5:22
Пьерро   Извини, братишечка,я не о церковном Христе говорю,...   17.1.2008, 5:44
ФИЛ   Если так, то Иешуа-то точно никакой новой идеи мир...   17.1.2008, 5:50
Пьерро   Или плохо роман читал,братишечка,или ничего не пон...   17.1.2008, 6:01
ФИЛ   Да ты ж сказал: "Отверг и осудил одну, дал ми...   17.1.2008, 6:09
Пьерро   Давай ,брат, так...прочитай,обсудим...даже церковн...   17.1.2008, 6:35
ФИЛ   Дружочек, соседушка! Я конечно читал эту стать...   17.1.2008, 8:01
Vendi   Уважаемый Венди. Работы эти я рекомендую ВСЕМ,а не...   17.1.2008, 4:48
Vendi   П.С. Простите,не видел ни одного оскорбления здес...   17.1.2008, 6:12
tsa   Уважаемый Фил, Хочу предостеречь Вас, что в ли...   17.1.2008, 15:51
Vendi   Повторы самого себя. Сплошная ложь и брехня. Д...   17.1.2008, 21:34
tsa   Цитируемые слова вовсе не «вложены в уста самого ...   17.1.2008, 23:30
tsa   Но мало того, стоило мне понять, что слова Христа ...   17.1.2008, 23:01
tsa   «Неслыханная дерзость» – звучит впечатляюще, если...   18.1.2008, 0:45
tsa   Кривая логика Баркова стремится исказить в нужном...   18.1.2008, 12:57
tsa   Ну вот и вожделенный «рояль в кустах», ради котор...   18.1.2008, 15:24
tsa   Как мы успели уже убедиться, ни малейших основани...   18.1.2008, 17:15
tsa   Не могу не согласиться с этими разумными словами,...   18.1.2008, 17:18
tsa   «В счете предметов в ряду числительных в русском ...   18.1.2008, 17:20
tsa   Никаких признаков намеренно заданной автором сист...   18.1.2008, 18:05
tsa   Глава IX. О парадоксах в романе [i]«Вы водку пье...   18.1.2008, 18:13
евгений   Все бродяги -- воры и попрошайки. Его в дом пустил...   20.1.2008, 4:58
ФИЛ   Все бродяги -- воры и попрошайки. Его в дом пустил...   20.1.2008, 11:28
5 страниц V   1 2 3 > » 


Добавить ответ в эту темуОткрыть тему
29 чел. читают эту тему (гостей: 29, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 



Текстовая версия Сейчас: 1.7.2025, 9:51