IPB

Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

> Данте, Гоголь и Булгаков. Литературные параллели., Этот рыцарь однажды неудачно пошутил. Его каламбур, который он сочинил
serge3742
сообщение 31.1.2017, 18:13
Сообщение #1


Новичок
*

Группа: Пользователи
Сообщений: 54
Регистрация: 15.1.2017
Из: Москва
Пользователь №: 636 716



Это моё первое эссе по теме параллелей творчества между Данте, Гоголем и Булгаковым. Полный текст находится у меня на авторском сайте или на сайте Самиздата. Это вводное эссе. Я здесь только обозначаю главную тему и поясняю о чём дальше пойдёт речь.




Моё первое знакомство с творчеством Булгакова. Хорошо ли будет Маргарите с Мастеров после возвращения в Рай? Параллели и аналогии творчества и образного восприятия мира у Данте Алигьери, Михаила Булгакова и А.В. Гоголя. «Мёртвые души» и «Мастер и Маргарита», как продолжение «Божественной комедии». Роль народного языка при создании литературных произведений.

Этот рыцарь однажды неудачно пошутил.
Его каламбур, который он сочинил, разговаривая о свете и тьме, был не совсем хорош.
Михаил Булгаков "Мастер и Маргарита"


http://www.informaxinc.ru/dante-gogol-bulgakov/

Впервые я познакомился с произведениями Михаила Булгакова когда учился в девятом классе физико-математической школы Москвы. Группа моих одноклассников создала спектакль по мотивам произведений Булгакова, приуроченный к сорокалетию со дня его смерти. Почти одновременно с этим событием, я подготовил и прочитал лекцию для внеклассного чтения по теме «Жизнь Иисуса Христа», творчески переработав одноимённую статью молодого Гегеля. В отличие от моих приятелей, я делал упор не на сценический драматизм, но попытался аналитически систематизировать идеи, которые, как полагал Гегель, лежали в основе притчей Иисуса. В последние годы правления Леонида Брежнева интерес к творчеству опального писателя Михаила Булгакова значительно усилился. Юрий Любимов создал в Театр на Таганке спектакль «Мастер и Маргарита», который сразу стал абсолютным бестселлером. Мне удалось посмотреть этот спектакль несколько раз. Конечно главной точкой интереса к роману Булгакова была христианская тематика, считавшаяся в то время неполиткорректной. Своеобразие и глубокая неоднозначность трактовки библейского сюжета привлекла к себе внимание не только партийных бонз и адептов РПЦ, но и очень широкие слои населения. Роман был напечатан впервые через четверть века после смерти Булгакова и немедленно был переведён на все возможные языки мира. Он стал одним из самых главных литературных событий последующих десятилетий.
Главный вопрос, который заинтересовал меня ещё в те далёкие годы было, как я тогда полагал, полное отсутствие логики в окончательном вознаграждении для Мастера и Маргариты. Действительно, что хорошего провести вечность в райском саду, который скоро бы вызвал у них адскую скуку и единственное желание быть изгнанными из этого псевдорая? С одной стороны, в идее о том, что после смерти каждому должно быть «дано по вере» есть определённый смысл, однако любая вера возведённая в степень вечности должна в конечном итоге привести к своему полному отрицанию. Ничто на свете не может быть более невыносимо, как абсолютное счастье. После того, как в любой компьютерной игре перс получает всё, что может получить интерес к такой игре немедленно пропадает. Булат Окуджава на вопрос о том, что по его мнению является счастьем отвечал, что под «счастьем» он понимает только стремление к счастью, быть постоянно счастливым это невыносимо скучное дело.

Читать дальше --->




--------------------
Вернуться в начало страницы
 
+Ответить с цитированием данного сообщения
2 страниц V  < 1 2  
Открыть тему
Ответов (20 - 35)
ержан урманбаев
сообщение 6.2.2017, 18:18
Сообщение #21


администратор
****

Группа: Главные администраторы
Сообщений: 1 254
Регистрация: 10.7.2007
Из: г.Москва
Пользователь №: 16



Цитата(serge3742 @ 6.2.2017, 19:02) *
Булгаковедение всё-таки имеет отношение к самому Булгакову. Опять же меня интересует только роман Мастер и Маргарита, причём НЕЗАВИСИМО от того, что по этому поводу думал сам Булгаков....
Поскольку я считаю, что информации тут значительно больше, чем мог бы ожидать сам автор.


Информации в романе "МиМ" ровно столько, сколько придумал Булгаков. Ни больше и ни меньше. Вы себя хотите пристроить к таланту М.А.Булгакова. Тщеславие - это называется.
Мои исследования посвящены только самому Булгакову и его замыслу.
А Вашу выдуманную версию лучше разместить в другом месте по выбору, так как к произведению автора они имеют косвенное отношение. Можно там, где "философия".
Роман "МиМ" не имеет отношения к Вашим размышлениям о Фауст-е.
Булгаковедение как раз ближе, так как там можно размещать всё, что касается творчества Булгакова, а не только романа "МиМ".
А здесь важно, что думал сам автор, а не то, что придумали за него Вы.
Вернуться в начало страницы
 
+Ответить с цитированием данного сообщения
ержан урманбаев
сообщение 6.2.2017, 18:34
Сообщение #22


администратор
****

Группа: Главные администраторы
Сообщений: 1 254
Регистрация: 10.7.2007
Из: г.Москва
Пользователь №: 16



Цитата(serge3742 @ 6.2.2017, 19:24) *
Это вы так считаете.... smile.gif

Нет, так считает М.А.Булгаков. И это поддаётся доказательству.
Вернуться в начало страницы
 
+Ответить с цитированием данного сообщения
ержан урманбаев
сообщение 7.2.2017, 4:22
Сообщение #23


администратор
****

Группа: Главные администраторы
Сообщений: 1 254
Регистрация: 10.7.2007
Из: г.Москва
Пользователь №: 16



Цитата(serge3742 @ 6.2.2017, 19:41) *
А главный эпиграф "для отвода глаз"? smile.gif


Прежде чем рассуждать о творениях Булгакова, Вам стоит выучиться читать.
Про эпиграф есть тут. Это совсем недалеко: http://www.bulgakov.ru/ipb/index.php?showtopic=1800
У автора все заимствования из других знаменитых источников исполняют роль бутафории, инсценировки для цензуры, ну и для Вас. В принципе это не трудно понять.
Вернуться в начало страницы
 
+Ответить с цитированием данного сообщения
serge3742
сообщение 7.2.2017, 5:25
Сообщение #24


Новичок
*

Группа: Пользователи
Сообщений: 54
Регистрация: 15.1.2017
Из: Москва
Пользователь №: 636 716



В романе Берлиоз доказывает, что Иисуса ВООБЩЕ не было и это вполне соответсвует осуждению композитором Берлиозом идеи Фауста Если Иисуса никогда не было, то всё христианство это чушь и надувательство, не имеющее вообще никакого значения.

Однако, если как это хочет доказать Воланд Иисус в действительности существовал, то факт возникновения и развития христианства принимает значительно более глубокий смысл и Фауст должен быть оправдан.


--------------------
Вернуться в начало страницы
 
+Ответить с цитированием данного сообщения
ержан урманбаев
сообщение 7.2.2017, 11:04
Сообщение #25


администратор
****

Группа: Главные администраторы
Сообщений: 1 254
Регистрация: 10.7.2007
Из: г.Москва
Пользователь №: 16



Цитата(serge3742 @ 7.2.2017, 6:52) *
Вы никогда не интересовались кто это вообще такой Герберт Аврилакский?



Это тоже давно присутствует здесь. http://www.bulgakov.ru/ipb/index.php?showtopic=1414
Вам всё же стоит выучиться не только писать, но и читать. Ваши домыслы ни причём. Всё проще и сложнее.
А тут про "чёрного пуделя": http://www.bulgakov.ru/ipb/index.php?showtopic=1528
Попробуйте немного почитать самостоятельно без моих ссылок, хотя бы из любопытства.
Вернуться в начало страницы
 
+Ответить с цитированием данного сообщения
ержан урманбаев
сообщение 7.2.2017, 11:19
Сообщение #26


администратор
****

Группа: Главные администраторы
Сообщений: 1 254
Регистрация: 10.7.2007
Из: г.Москва
Пользователь №: 16



Цитата(serge3742 @ 7.2.2017, 6:25) *
В романе Берлиоз доказывает, что Иисуса ВООБЩЕ не было

Любая научная лекция про зарождение современных мировых религий строится на понимании того, что образ единого господа выдуман человеком. Так что Ваше "ВООБЩЕ НЕ БЫЛО" ровно ничего не значит. Наука не имеет доказательств существования каких-то сверхъестественных сил.
М.А.Берлиоз растолковывает Ивану Бездомному прописные истины, но это нисколько не мешает существованию Христианства и других мировых конфессий. Тем не менее, в СССР атеизм был признанной государственном идеологией, поэтому знать эти вещи просвещённый человек был обязан, чтобы не быть реально осуждённым. Как раз с этой целью уединяются опытный Берлиоз с юным Иваном на Патриарших прудах, прячась от преследования сотрудников НКВД. Но там всё уже подготовлено к убийству.

Композитор Берлиоз и Фауст ни причём. Они обозначены искусственно для отвода глаз.
Откровения Воланда в принципе берутся с потолка, так как у Сталина в отличии М.А.Берлиоза нет системного образования.
Вернуться в начало страницы
 
+Ответить с цитированием данного сообщения
ержан урманбаев
сообщение 7.2.2017, 11:24
Сообщение #27


администратор
****

Группа: Главные администраторы
Сообщений: 1 254
Регистрация: 10.7.2007
Из: г.Москва
Пользователь №: 16



Цитата(serge3742 @ 7.2.2017, 5:32) *
Тогда приведите пример любого другого литературного произведения любого автора, в котором главный эпиграф НЕ выражает основной идеи...


Зачем?.. И кто Вам сказал, что эпиграф не выражает главной идеи романа "МиМ"? Просто идея не та, что Вы думаете.
Идея соответствует идее Гёте в "Фауст"-е, что Зло не может творить благо нигде и никогда.
Вернуться в начало страницы
 
+Ответить с цитированием данного сообщения
ержан урманбаев
сообщение 7.2.2017, 11:34
Сообщение #28


администратор
****

Группа: Главные администраторы
Сообщений: 1 254
Регистрация: 10.7.2007
Из: г.Москва
Пользователь №: 16



Цитата(serge3742 @ 7.2.2017, 6:31) *
В доказательтво оправдания Фауста, Воланд специально упоминает философию Канта...

Извините, я реально не в состоянии уразумевать то, что Вы тут излагаете.
Доказательство Канта было построено на моральном законе человека, которое высмеивает Воланд-Сталин, как и попирает советская власть, чьи преступления напрочь игнорировали все нравственные нормы.
М.А.Берлиоз, понимая, что Воланд провоцирует их на крамольные утверждения, пытается оставаться с ним в рамках допустимого в СССР рассуждения о боге, чтобы не дать повод для ареста. В этот момент он ещё не понял, что его судьба уже решена.
Вернуться в начало страницы
 
+Ответить с цитированием данного сообщения
ержан урманбаев
сообщение 7.2.2017, 11:37
Сообщение #29


администратор
****

Группа: Главные администраторы
Сообщений: 1 254
Регистрация: 10.7.2007
Из: г.Москва
Пользователь №: 16



Цитата(serge3742 @ 7.2.2017, 12:29) *
А то, знаете может нехорошо получиться....

А что значит "нехорошо получится"? Это угроза?

Или Вы думаете я не знаю композитора Берлиоза?.. Совсем наоборот, я очень люблю оперу. Мы даже дома часто слушаем классику, не говоря про то, что посещаем театр.
Вернуться в начало страницы
 
+Ответить с цитированием данного сообщения
serge3742
сообщение 7.2.2017, 11:38
Сообщение #30


Новичок
*

Группа: Пользователи
Сообщений: 54
Регистрация: 15.1.2017
Из: Москва
Пользователь №: 636 716



Цитата(ержан урманбаев @ 7.2.2017, 11:34) *
Извините, я реально не в состоянии уразумевать то, что Вы тут излагаете.


Если честно, то я сам не очень чётко представляю себе доказательство Канта. В своей прошлогодней статья по поводу научных доказательств существования бога... там пять которые Кант опроверг и шестое которое придумал сам, я ошибался. То, что я считал "доказательством Канта" на самом деле является "седьмым доказательством" из Мастера - то есть "нравственное доказательство". Однако "шестое доказательство", которое имел в виду Воланд - это не то что я думал вначале. Это именно категорический императив.... Хотя действительно это тёмно и Канта хрен кто поймёт...



--------------------
Вернуться в начало страницы
 
+Ответить с цитированием данного сообщения
ержан урманбаев
сообщение 7.2.2017, 11:46
Сообщение #31


администратор
****

Группа: Главные администраторы
Сообщений: 1 254
Регистрация: 10.7.2007
Из: г.Москва
Пользователь №: 16



Цитата(serge3742 @ 7.2.2017, 12:26) *
В том то всё противоречите между Гёте и Берлиозом, что один из них оправдал Фауста, а другой осудил. Я писал выше, что вопрос совсем не так очевиден, как это может показаться... и то и другое утверждение нужно обосновывать....

Вам стоит научиться читать, чтобы разобраться с обоснованиями. А не выхватывать из контекста романа "МиМ" одну ассоциацию, чтобы потом под неё выстроить нечто совершенно абстрактное, не имеющее отношение к тексту М.А.Булгакова.

И Гёте, и Булгаков не дают конкретной оценки деяниям Фауста и мастера (А.М.Горького), они оставляют это на суд читателей. Но и Фауст, и мастер идут на компромисс с дьяволом, и обоих ждёт печальный конец, если не АД, то ЗАБВЕНИЕ ...

Что-то у Вас не так в Вашей консерватории.
Вернуться в начало страницы
 
+Ответить с цитированием данного сообщения
ержан урманбаев
сообщение 7.2.2017, 12:06
Сообщение #32


администратор
****

Группа: Главные администраторы
Сообщений: 1 254
Регистрация: 10.7.2007
Из: г.Москва
Пользователь №: 16



Цитата(serge3742 @ 7.2.2017, 12:38) *
Если честно, то я сам не очень чётко представляю себе доказательство Канта. В своей прошлогодней статья по поводу научных доказательств существования бога... там пять которые Кант опроверг и шестое которое придумал сам, я ошибался. То, что я считал "доказательством Канта" на самом деле является "седьмым доказательством" из Мастера - то есть "нравственное доказательство". Однако "шестое доказательство", которое имел в виду Воланд - это не то что я думал вначале. Это именно категорический императив.... Хотя действительно это тёмно и Канта хрен кто поймёт...


Учитесь читать, Сергей, полезное занятие ...
Все эти доказательства бытия божьего вертятся вокруг распространённой в СССР теории о способности любой кухарки управлять государством. Штраус один из тех, кто прямо высмеял эту теорию.
Ключевой фразой в этом диалоге стоит назвать ту, где говорится, что кантовские рассуждения по поводу бытия божьего могут удовлетворить только рабов, то есть советский народ, порабощённый в очередной раз ...
Вернуться в начало страницы
 
+Ответить с цитированием данного сообщения
ержан урманбаев
сообщение 7.2.2017, 12:14
Сообщение #33


администратор
****

Группа: Главные администраторы
Сообщений: 1 254
Регистрация: 10.7.2007
Из: г.Москва
Пользователь №: 16



Цитата(serge3742 @ 7.2.2017, 12:52) *
То что Мастер у вас символизирует Горького - это очень оригинально и интересно... однако булгаковеды... вряд ли примут эту гипотезу слишком легко.... smile.gif

Отнюдь, Гёте вполне конкретно завершает свою поэму. Фауст оправдан и Мефистофель остался ни с чем.


Опять про чтение.
Про мастера и его прототипа А.М.Горького впервые написал А.Барков, ныне покойный знаменитый литератор, объявивший роман "МиМ" мениппеей. Это давно всеми признано, только А.Барков не пошёл дальше вглубь. Его не хватило на обобщение по тексту всего романа, поэтому он остановился даже не на половине дороги, а гораздо раньше.
Моя позиция совсем не консервативна. Совсем наоборот, это Вы выражаете ортодоксальные представления о творчестве М.А.Булгакова. Вы так мало знаете, что не трудно представить уровень Ваших суждений.
Мою теорию булгаковеды не принимают совсем. Только это ничего не меняет.

Фауста Гретхен спасла от АДА, но Забвения он не избежал. С мастером также.
Вернуться в начало страницы
 
+Ответить с цитированием данного сообщения
ержан урманбаев
сообщение 7.2.2017, 12:17
Сообщение #34


администратор
****

Группа: Главные администраторы
Сообщений: 1 254
Регистрация: 10.7.2007
Из: г.Москва
Пользователь №: 16



Цитата(serge3742 @ 7.2.2017, 13:12) *
Вы опять обвиняете меня в том, что я не умею читать, а сами даже не удосужились проверить, как заканчивается Фауст у Гёте...


Устал я от Вас ...
Верьте в своего Великого Инквизитора сколько хотите ... если Вам не лень. Мне это АБСОЛЮТНО не интересно просто потому, что не имеет ничего общего с романом "МиМ".
Вернуться в начало страницы
 
+Ответить с цитированием данного сообщения
ержан урманбаев
сообщение 7.2.2017, 13:45
Сообщение #35


администратор
****

Группа: Главные администраторы
Сообщений: 1 254
Регистрация: 10.7.2007
Из: г.Москва
Пользователь №: 16



Цитата(serge3742 @ 7.2.2017, 12:20) *
Чукча не читатель.... чукча писатель.....


К сожалению, в современном мире дефицит читателей, а писателей слишком много, поэтому стирать буду всё, что сочту ненужным и бессвязным. Между Данте, Гоголем и Булгаковым в Вашем воспроизведении связи нет.
Я тот чукча, который читатель.
Вернуться в начало страницы
 
+Ответить с цитированием данного сообщения
serge3742
сообщение 7.2.2017, 13:51
Сообщение #36


Новичок
*

Группа: Пользователи
Сообщений: 54
Регистрация: 15.1.2017
Из: Москва
Пользователь №: 636 716



Цитата(ержан урманбаев @ 7.2.2017, 13:45) *
К сожалению, в современном мире дефицит читателей, а писателей слишком много, поэтому стирать буду всё, что сочту ненужным и бессвязным. Между Данте, Гоголем и Булгаковым связи нет.


ОК. smile.gif



--------------------
Вернуться в начало страницы
 
+Ответить с цитированием данного сообщения

2 страниц V  < 1 2
Добавить ответ в эту темуОткрыть тему
2 чел. читают эту тему (гостей: 2, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 



Текстовая версия Сейчас: 1.7.2025, 5:42