Помощь · Поиск · Пользователи · Календарь
Полная версия этой страницы: Иван Бездомный
Форум на bulgakov.ru > Творчество Михаила Булгакова > "Мастер и Маргарита"
Brunhild
Может быть, кто-то будет удивлен, но одним из любимейших моих персонажей в романе является Иван Бездомный. Это единственный персонаж во всей книге, кто попытался остановить Воланда. Когда Иван пускается в погоню за Воландом, он еще не все о нем знает, но знает, что идет против существа сверхъестественного. Каждый ли на это способен? Нет. Многие на месте Ивана просто поспешили бы спрятаться дома.
Иван потерпел поражение. Но ни один другой персонаж даже не попытался.
Я думаю, что Иван зря дал обещание никогда больше не писать стихов. Пусть его стихи были не из лучших, но я не верю, что он занимался этим ради денег или карьеры. А значит, в душе был поэтом. Если человек в душе поэт (или писатель, или художник), он никогда не сможет уничтожить в себе эту жилку. Со временем стихи Ивана могли бы стать гораздо лучше.
Иван - атеист. Но он верит в Добро, а это не менее важно, чем вера в Бога.
Vendi
Цитата(Brunhild @ 19.12.2007, 19:16) *
Может быть, кто-то будет удивлен, но одним из любимейших моих персонажей в романе является Иван Бездомный. Это единственный персонаж во всей книге, кто попытался остановить Воланда. Когда Иван пускается в погоню за Воландом, он еще не все о нем знает, но знает, что идет против существа сверхъестественного. Каждый ли на это способен? Нет. Многие на месте Ивана просто поспешили бы спрятаться дома.
Иван потерпел поражение. Но ни один другой персонаж даже не попытался.
Я думаю, что Иван зря дал обещание никогда больше не писать стихов. Пусть его стихи были не из лучших, но я не верю, что он занимался этим ради денег или карьеры. А значит, в душе был поэтом. Если человек в душе поэт (или писатель, или художник), он никогда не сможет уничтожить в себе эту жилку. Со временем стихи Ивана могли бы стать гораздо лучше.
Иван - атеист. Но он верит в Добро, а это не менее важно, чем вера в Бога.


Вот и мне показалось, что автор романа выделяет его теплотой среди остальных персонажей.
евгений
Умный мужик не станет с первым встречным на лавочке трёп вести. Бога нет вообще-- есть правда жизни. Правда и есть смысл бытия.
Vendi
Цитата(евгений @ 19.12.2007, 23:42) *
Умный мужик не станет с первым встречным на лавочке трёп вести. Бога нет вообще-- есть правда жизни. Правда и есть смысл бытия.

Ловко как это у вас получается, Виктор Викторович! Это после денатурата, у вас такие умозаключения?, я извиняюсь...
евгений
Цитата(Vendi @ 19.12.2007, 23:55) *
Ловко как это у вас получается, Виктор Викторович! Это после денатурата, у вас такие умозаключения?, я извиняюсь...

Как Вам угодно ,милостивый государь... Если Вам доставляет радость величать меня чужим именем, то против иметь не буду.
Vendi
Цитата(Vendi @ 19.12.2007, 23:55) *
Ловко как это у вас получается, Виктор Викторович!


- Достигается упражнением! слова Виктора Викторовича Мышлаевского.
Учите матчасть, сударь! rolleyes.gif
ержан урманбаев
Добрый день, дорогая Брунгильда!
Иван Бездомный бежит от Воланда сам, спасается как заяц.
Это, если вчитаться, становится очевидно. довольно быстро.
Более того, Иван Николаевич Бездомный абсолютно верующий человек. Доказательства этому просто разбросаны по роману.
Их можно только сознательно, усилием коммунистического мышления, не замечать.
С уважением, Ержан.
Brunhild
Цитата(ержан урманбаев @ 20.12.2007, 9:42) *
Иван Бездомный бежит от Воланда сам, спасается как заяц.

А из чего конкретно это видно?
ержан урманбаев
Цитата(Brunhild @ 25.12.2007, 18:59) *
А из чего конкретно это видно?


Добрый день!

"Тот был уже у выхода в Патриарший переулок (говорят «у выхода из Патриаршего переулка» или «у входа в Патриарший переулок», не выходят «в», а входят, не убегают, а догоняют), и притом не один".

"Тройка мигом проскочила по переулку и оказалась на Спиридоновке. Сколько Иван ни прибавлял шагу расстояние между преследуемыми и им ничуть не сокращалось (удирает всё дальше от погони поэт). И не успел поэт опомниться, как после тихой Спиридоновки очутился у Никитских ворот, где положение его ухудшилось. Тут уже была толчея. Иван налетел на кой-кого из прохожих (сквозь людей бежит только прячущийся, пытающийся скрыться от глаз погони человек, догоняющий срезает углы, оббегает скопища, как помехи), был обруган. Злодейская же шайка к тому же здесь решила применить излюбленный бандитский приём – уходить врассыпную" (но зачем им разбегаться в разные стороны, ведь, если верить тексту, Иван гонится лишь за профессором, остальные лишь «путаются»; на самом деле, стремятся на общественном транспорте перехватить поэта кот с регентом).

"Иван Николаевич смутился, но ненадолго, потому что вдруг сообразил, что профессор непременно должен оказаться в доме № 13 и обязательно в квартире 47 (свой собственный домашний адрес называет поэт).
Ворвавшись в подъезд, Иван Николаевич взлетел на второй этаж, немедленно нашёл эту квартиру и позвонил нетерпеливо. Ждать пришлось недолго: открыла Ивану дверь какая-то девочка лет пяти и, ни о чём не справляясь у пришедшего, немедленно ушла куда-то" (маленькая девочка не откроет дверь незнакомому человеку, тем более, не справившись о том, кто там пришёл, увидев чужого дяденьку она испугается и позовёт взрослых, хорошо знаком ей Иван Николаевич).


"Город уже жил вечерней жизнью. В пыли пролетали, бряцая цепями, грузовики на платформах их, на мешках, раскинувшись животами кверху, лежали какие-то мужчины (развозили трупы своих жертв под вой сирен по разбитым весенним дорогам грузовики НКВД, у кого ещё, в те годы, были такие машины). Все окна были открыты (окна грузовиков). В каждом из этих окон горел огонь под оранжевым абажуром (светят прожектора в поисках беглеца), и из всех дверей, из всех подворотен, с крыш и чердаков, из подвалов и дворов вырвался хриплый рёв полонеза из оперы «Евгений Онегин» (это раздаётся предупреждающий, сигнальный вой милицейских сирен).
Опасения Ивана Николаевича полностью оправдались: прохожие обращали на него внимание и смеялись и оборачивались (на больших улицах уже никак не проскочить незамеченным). Вследствие этого он принял решение покинуть большие улицы и пробираться переулочками, где не так назойливы люди, где меньше шансов, что пристанут (бродят по городу патрули) к босому человеку, изводя его расспросами о кальсонах, которые упорно не пожелали стать похожими на брюки.
Иван так и сделал и углубился в таинственную сеть арбатских переулков и начал пробираться под стенками, пугливо косясь, ежеминутно оглядываясь, со временем прячась в подъездах и избегая перекрёстков со светофорами, шикарных дверей посольских особняков (выбирая исключительно безлюдные закоулки, избегая любой встречи с живыми людьми пробирается к Грибоедову Бездомный).
И на всём его трудном пути невыразимо почему-то его мучил вездесущий оркестр (преследует его вой сирен почти до самого Грибоедова), под аккомпанемент которого тяжёлый бас пел о своей любви к Татьяне».

Только боюсь, что мои доказательства вы вероятно и читать не станете в силу своего апломба. А это очень жаль. В действительности это только часть доказательств.
Полностью со всеми интонациями и контекстом будет теперь уже в самой моей книге.

С уважением, Ержан.
Brunhild
Цитата(ержан урманбаев @ 26.12.2007, 8:38) *
Только боюсь, что мои доказательства вы вероятно и читать не станете в силу своего апломба.

Прочитала.
Vendi
Цитата(Brunhild @ 26.12.2007, 19:16) *
Прочитала.


Так же как и я... Только остался вопрос:

Цитата
Иван Бездомный бежит от Воланда сам, спасается как заяц.


ГДЕ _ ЭТО _ ВИДНО?
ержан урманбаев
Цитата(Brunhild @ 26.12.2007, 19:16) *
Прочитала.

Добрый день!
Спасибо!
Козьма Прутков. "Если на клетке слона написано бегемот - не верь глазам своим".
Быть глупым не запретишь и не отменишь.
Нигде не видно, надо просто открыть глаза, включить толику мозгов и прочесть. М.А.Булгаков помер в 1940-вом году и подтвердить не сможет. К сожалению. Впрочем, он писал не для всех.
С уважением, Ержан.
Vendi
Цитата(ержан урманбаев @ 27.12.2007, 9:31) *
Добрый день!
Спасибо!
Козьма Прутков. "Если на клетке слона написано бегемот - не верь глазам своим".
Быть глупым не запретишь и не отменишь.
Нигде не видно, надо просто открыть глаза, включить толику мозгов и прочесть. М.А.Булгаков помер в 1940-вом году и подтвердить не сможет. К сожалению. Впрочем, он писал не для всех.
С уважением, Ержан.


Да... вы, Ержан, туп отчаянно. Извините за беспокойство. rolleyes.gif
ержан урманбаев
Цитата(Vendi @ 27.12.2007, 18:26) *
Да... вы, Ержан, туп отчаянно. Извините за беспокойство. rolleyes.gif

От вас мне слышать это даже приятно. Спасибо. Это высший комплимент. Извиняю.
ержан урманбаев
Цитата(Brunhild @ 26.12.2007, 19:16) *
Прочитала.


Добрый день!
Ну вот допустим, что правы все, кто утверждает, что Иван гонится за Воландом.
Тогда получается, что М.А.Булгаков хотел приколоться, изображая погоню, как побег. Но ведь объективно в этот прикол поверил лишь я, какой-то казах из глубокой провинции. Тогда зачем?
Не проще ли считать, что Михаил Афанасьевич решил потешиться над всем миром, надо отметить - успешно. А абориген из Сибири - это просто ещё одна мистификация гения?
С уважением, Ержан.
tsa
Цитата(ержан урманбаев @ 28.12.2007, 11:02) *
Ну вот допустим, что правы все, кто утверждает, что Иван гонится за Воландом.
Тогда получается, что М.А.Булгаков хотел приколоться, изображая погоню, как побег. Но ведь объективно в этот прикол поверил лишь я, какой-то казах из глубокой провинции. Тогда зачем?
Не проще ли считать, что Михаил Афанасьевич решил потешиться над всем миром, надо отметить - успешно. А абориген из Сибири - это просто ещё одна мистификация гения?

Трудно сказать, зачем казаху из глубокой провинции прикалываться, изображая погоню за Воландом, как побег. Возможно это особенность национального менталитета, а может корни этого таятся в восточном обычае красть невесту, где погоня зачастую носит чисто декоративный характер, прикрывая побег невесты из отчего дома.

Однако давайте от восточных обычаев вернемся к Булгакову и взглядам провинциального казаха на погоню за Воландом.
Цитата(ержан урманбаев @ 26.12.2007, 7:38) *
"Тот был уже у выхода в Патриарший переулок (говорят «у выхода из Патриаршего переулка» или «у входа в Патриарший переулок», не выходят «в», а входят, не убегают, а догоняют), и притом не один".

Здесь уважаемый казах совершает первую ошибку. Совершенно очевидно, что он не понимает, где находится Воланд, а находится он в сквере на Патриарших прудах



Не знаю, как по-казахски, но по-русски фраза "Тот был уже у выхода <из сквера> в Патриарший переулок" звучит совершенно правильно. По-русски можно сказать "вход из переулка в сквер", но нельзя сказать "вход из сквера в переулок", или "вход из сквера в улицу". Это совершеннейшая нелепость.

Цитата(ержан урманбаев @ 26.12.2007, 7:38) *
"Тройка мигом проскочила по переулку и оказалась на Спиридоновке. Сколько Иван ни прибавлял шагу расстояние между преследуемыми и им ничуть не сокращалось (удирает всё дальше от погони поэт).

Совершенно несостоятельное утверждение. Если бы поэт все дальше удирал от погони, то расстояние бы все время увеличивалось. Я уже не говорю о том, что Булгаков ясно пишет "Иван устремился за злодеями вслед". При таком внимании к предлогам, как в примере с выходом из сквера, можно ли не заметить, что написано ЗА, а не ОТ злодеев.

Цитата(ержан урманбаев @ 26.12.2007, 7:38) *
И не успел поэт опомниться, как после тихой Спиридоновки очутился у Никитских ворот, где положение его ухудшилось. Тут уже была толчея. Иван налетел на кой-кого из прохожих (сквозь людей бежит только прячущийся, пытающийся скрыться от глаз погони человек, догоняющий срезает углы, оббегает скопища, как помехи), был обруган.

Подобные комментарии плохи даже для провинциала. Что догоняющий, что убегающий в равной степени не разбирает дороги и бежит именно сквозь людей. Особенно это относится именно к догоняющему, так как если он начнет использовать рекомендуемый казахский способ оббегания скопищ, то рискует оббежав очередное скопище обнаружить, что преследуемый исчез из виду. В том то вся и хитрость, что бежать нужно именно сквозь толпу, ни на секунду не выпуская преследуемого из виду.

Цитата(ержан урманбаев @ 26.12.2007, 7:38) *
Злодейская же шайка к тому же здесь решила применить излюбленный бандитский приём – уходить врассыпную" (но зачем им разбегаться в разные стороны, ведь, если верить тексту, Иван гонится лишь за профессором, остальные лишь «путаются»; на самом деле, стремятся на общественном транспорте перехватить поэта кот с регентом).

Если верить тексту, а не провинциальному казаху, якобы знающему его наизусть, то Иван гонится за всей шайкой - "Иван устремился ЗА ЗЛОДЕЯМИ вслед", а не только за Воландом. Фраза же "Ты нарочно под ногами путаешься" сказана Иваном регенту в самом начале погони, которую он и начал с попытки "ухватить негодяя <регента> за рукав, но промахнулся и ровно ничего не поймал". После этого он и увидел Воланда, регента и кота у выхода в Патриарший переулок и погнался за ними.

Цитата(ержан урманбаев @ 26.12.2007, 7:38) *
"Иван Николаевич смутился, но ненадолго, потому что вдруг сообразил, что профессор непременно должен оказаться в доме № 13 и обязательно в квартире 47 (свой собственный домашний адрес называет поэт).

Адрес называет не поэт, а Булгаков. В ранней редакции Булгаков прямо указывает дом, в котором исчез Воланд – «Иванушка увидел, что он уже на Остоженке в Савеловском <с 1922 г. Савельевский – С.Ц.> переулке. Неизвестный вошел в подъезд дома № 12»[1]. В этом доме жила семья друзей Булгакова – Н. Н. Лямин и Н. А. Ушакова. – «Один из самых близких друзей Булгакова Н. Н. Лямин, филолог, жил в Савеловском переулке в доме № 12, в большой коммунальной квартире. Эту квартиру Булгаков прекрасно знал, поскольку здесь он читал друзьям почти все свои произведения: "Белую гвардию", "Зойкину квартиру", "Багровый остров", "Кабалу святош". К Лямину Булгаков многие годы ходил играть в шахматы» [2].
_____________________________________________________________
[1] Булгаков М. А. «Мой бедный, бедный Мастер…»: Полное собрание редакций и вариантов романа «Мастер и Маргарита». – М.: Вагриус, 2006, с. 93.
[2] Лосев В. И. Комментарии // Там же, с. 957.
tsa
Цитата(ержан урманбаев @ 26.12.2007, 7:38) *
Ворвавшись в подъезд, Иван Николаевич взлетел на второй этаж, немедленно нашёл эту квартиру и позвонил нетерпеливо. Ждать пришлось недолго: открыла Ивану дверь какая-то девочка лет пяти и, ни о чём не справляясь у пришедшего, немедленно ушла куда-то" (маленькая девочка не откроет дверь незнакомому человеку, тем более, не справившись о том, кто там пришёл, увидев чужого дяденьку она испугается и позовёт взрослых, хорошо знаком ей Иван Николаевич).

Не знаю как в провинции, а в Москве тридцатых годов девочки были не такие пугливые, - вспомните фильм "Подкидыш". Да и квартира коммунальная, жильцов много, бояться среди дня нечего. Был бы Иван Николаевич хорошо знаком девочке, она бы для начала с ним поздоровалась по русскому обычаю. Я уж не говорю о том, что Булгаков ясно указывает, что квартира была "неизвестна" Ивану.

Цитата(ержан урманбаев @ 26.12.2007, 7:38) *
"Город уже жил вечерней жизнью. В пыли пролетали, бряцая цепями, грузовики на платформах их, на мешках, раскинувшись животами кверху, лежали какие-то мужчины (развозили трупы своих жертв под вой сирен по разбитым весенним дорогам грузовики НКВД, у кого ещё, в те годы, были такие машины).

Здесь уважаемого казаха колбасит не по-децки. Вспоминаются алые маки Иссык-куля… Какая трава… Какая трава…
Надо сказать, что Москва не Казахстан и машин в ней хватало. Рекомендую посмотреть фильмы тех лет и документальное кино. Кроме того НКВД никогда не вывозил трупы на открытых грузовиках, тем более днем. Вся технология подробно описана и я ее разбирать не буду, скажу лишь, что машины были закрытые и возили только глубокой ночью. Грузовики НКВД вообще не использовало, - трупы видно, а для перевозки заключенных не годятся.

Цитата(ержан урманбаев @ 26.12.2007, 7:38) *
Все окна были открыты (окна грузовиков). В каждом из этих окон горел огонь под оранжевым абажуром (светят прожектора в поисках беглеца), и из всех дверей, из всех подворотен, с крыш и чердаков, из подвалов и дворов вырвался хриплый рёв полонеза из оперы «Евгений Онегин» (это раздаётся предупреждающий, сигнальный вой милицейских сирен).

Да это приход, так приход. Комментировать серьезно этот бред смешно. Ну допустим, что были открыты окна грузовиков, но как это в этих же окнах горят абажуры - они же прожектора? Кто, где и когда такое видел? Ну а вой милицейских сирен "из всех подворотен, с крыш и чердаков, из подвалов и дворов" это уже полный перебор. Хотя нет, полный перебор это идея, что за Бездомным гонятся на грузовиках набитых мертвецами!!!

Цитата(ержан урманбаев @ 26.12.2007, 7:38) *
Опасения Ивана Николаевича полностью оправдались: прохожие обращали на него внимание и смеялись и оборачивались (на больших улицах уже никак не проскочить незамеченным).

В кальсонах-то? Совершенно верно, никак. Это в степи можно без штанов скакать, а в столичном городе такое не принято.

Цитата(ержан урманбаев @ 26.12.2007, 7:38) *
Вследствие этого он принял решение покинуть большие улицы и пробираться переулочками, где не так назойливы люди, где меньше шансов, что пристанут (бродят по городу патрули) к босому человеку, изводя его расспросами о кальсонах, которые упорно не пожелали стать похожими на брюки.

Ох бродют патрули проклятые, да к счастью все по центральным улицам. Так что вся шпана может спокойно хулиганить по переулкам. Странно екакое-то патрулирование и кстати неясно кем? НКВД? Милиция? Галлюцинация не ясна.

Цитата(ержан урманбаев @ 26.12.2007, 7:38) *
Иван так и сделал и углубился в таинственную сеть арбатских переулков и начал пробираться под стенками, пугливо косясь, ежеминутно оглядываясь, со временем прячась в подъездах и избегая перекрёстков со светофорами, шикарных дверей посольских особняков (выбирая исключительно безлюдные закоулки, избегая любой встречи с живыми людьми пробирается к Грибоедову Бездомный).

Именно так и написано у Булгакова. Так в чем же глубокий смысл данного коммента?!! Бездомный в кальсонах и избегает людных мест. Кому охота позориться в его ситуации?

Цитата(ержан урманбаев @ 26.12.2007, 7:38) *
И на всём его трудном пути невыразимо почему-то его мучил вездесущий оркестр (преследует его вой сирен почти до самого Грибоедова), под аккомпанемент которого тяжёлый бас пел о своей любви к Татьяне».

Про вой мы уже слышали, ну а где же абажуры и мертвецы? Или погонялись и отстали? Глеб Жеглов так бы не поступил, да и Шарапов гнал бы гада до последнего.

Цитата(ержан урманбаев @ 26.12.2007, 7:38) *
Только боюсь, что мои доказательства вы вероятно и читать не станете в силу своего апломба. А это очень жаль.

Не бойтесь, мы апломбом не страдаем, в отличие от некоторых.

Цитата(ержан урманбаев @ 26.12.2007, 7:38) *
В действительности это только часть доказательств.
Полностью со всеми интонациями и контекстом будет теперь уже в самой моей книге.

А по-моему уже более чем достаточно. Впрочем, Восток дело тонкое…
ержан урманбаев
Смешно...
tsa
Цитата(ержан урманбаев @ 12.2.2009, 2:29) *
Смешно...

Скорее грустно. Ведь "грешно смеяться над больным человеком". Но что же остается, если Вы всерьез утверждаете, что во времена Булгакова в Москве грузовики были только у НКВД. biggrin.gif Последние извозчики, к Вашему сведению, исчезли в Москве в 1929 г. – «Окончательно извозный промысел подорвала «социалистическая реконструкция». В 1929 г. московские извозчики столкнулись с тем, что нельзя достать овса. Все продукты теперь выдавались по карточкам, а прожорливых извозчичьих лошадей в газетах изображали (наряду с кулаками) главными виновниками нехватки в стране продовольствия. В результате извозчики продали лошадей на мясо, а сами стали вербоваться на «стройки пятилетки»[1].
_________________________________________________________________
[1] Никитин Д., канд. ист. наук. Городской транспорт Москвы: от извозчика до метро. – Газета «На Варшавке», № 8 (107), август 2006. – http://na-warshavke.narod.ru/Nw-08-06/history.htm

С историей производства советских грузовиков Вы можете ознакомиться прочтя статью Сборка по-российски:
"В середине 1917 года на специально построенном предприятии АМО началась сборка итальянских 1.5-тонных грузовиков Fiat 15-TER, отлично зарекомендовавших себя на полях Первой мировой войны. И даже смена власти не остановила этот процесс. К 1919 году общий тираж собранных в Москве грузовиков превысил 1 300 единиц.
По окончании гражданской войны проблема воссоздания автомобильной промышленности встала во весь рост. Из зарегистрированных 8 тысяч машин тогда лишь 35% были на ходу и являлись сильно изношенными. К тому же парк был на редкость разномастным. И заводу АМО вновь отвели роль пионера. Правительством были отпущены средства на завершение строительства цехов и их дооборудование. Определили и масштабы выпуска – 1200 штук в год. Модель Ф-15 – уже знакомый 15-TER, только модернизированный. Сборка первой машины была завершена под утро 1 января 1924 года. <…> Лицензия на производство следующей модели была в 1930 году приобретена у американской компании Autocar. Сборка АМО-2 (экс-Autocar 5) из американских комплектующих началась в 1930 году. Ровно через год советская промышленность полностью освоила производство этой машины, что позволило в одностороннем порядке отказаться от импорта деталей. По такому случаю грузовик переименовали в АМО-3, и на конвейере московского предприятия он сменил заслуженный Ф-15.
Немногим ранее, 4 марта 1929 года, ВСНХ СССР принял решение о создании завода в Нижнем Новгороде с ежегодным выпуском 100-120 тыс. машин. Этот завод (сначала назывался НАЗ, с 1932 года – ГАЗ) был первым отечественным предприятием, изначально рассчитанным на массовое производство автомобилей. <…> 1 января 1932-го было торжественно объявлено о пуске первой очереди автогиганта, построенного в рекордно короткий срок – 18 месяцев, а для окончательного ввода в эксплуатацию всего предприятия понадобилось 3.5 года. Потребность в автомобилях тогда была настолько высока, что сборку НАЗ-А и АА одновременно наладили и на московском заводе имени КИМ (впоследствии АЗЛК), а также на нижегородском заводе "Гудок Октября".

Так что недостатка в грузовиках в Москве не было. Вам было бы полезно все же посмотреть фотографии и картины тех лет, чтобы составить хоть какое-то представление об эпохе. Вот, например, картина Юрия Ивановича Пименова "Новая Москва" (1937 год):

Русская версия IP.Board © 2001-2024 IPS, Inc.