
Сцена из балета «По ту сторону греха»
На сцене Большого театра состоялась премьера постановки Санкт-Петербургского Театра балета Бориса Эйфмана "По ту сторону греха". Взяв за основу роман Федора Михайловича Достоевского "Братья Карамазовы", режиссер решил обратиться к современной молодежи, куда более прямой, агрессивной и раскованной, чем современники классика.
Эйфман не скрывает, что многие подростки и представители креативного класса Достоевского не читали, поэтому балет максимально иллюстративен – в нем отражена окружающая действительность и "надрывно-болезненная сущность", характерная для произведения Федора Михайловича. Впрочем, критики не скрывают, что пластический накал, откровенное хватание Грушеньки за ягодицы, пляски Федора Павловича с блудницами и другие откровенные сцены, усиленные вспышками стробоскопов, могут быть не поняты приверженцами традиционности в балете.
Отдельного упоминания, по мнению сайта "Новости литературы", заслуживает вплетенная в ткань балета легенда о Великом Инквизиторе: в роли Христа здесь показан Алеша, а противопоставляется ему Иван, движения которого подкреплены кордебалетом – послушным народом в рваных серых робах. В качестве музыкальной основы взяты произведения композиторов-классиков, дополненные цыганскими напевами.
Отнестись к осовремениванию классических произведений в целом и балету "По ту сторону греха" можно по-разному, однако посмотреть его непременно стоит, хотя, конечно, возможностей у жителей столицы для этого немного – последний показ запланирован на вечер 3 октября.