
Акутагава Рюноскэ (1892 – 1927)
"Новости литературы" поздравляют читателей с днем рождения Акутагавы Рюноскэ – классика не только японской, но и мировой литературы, уникального даже для Страны Восходящего Солнца писателя, которого часто называют "японским Эдгаром По" и еще чаще – прародителем саспенса в современной культуре ("саспенс" – тревожная неопределенность, буквально "подвешенное состояние", от лат. "suspendere" – "подвешивать").
Акутагава получил свое имя – "Рюноскэ" – согласно японской традиции потому, что появился на свет не только в год Дракона по восточному календарю, но еще и в день Дракона и в час Дракона. А первый иероглиф имени "Рюноскэ" как раз и означает "Дракон".
Родители будущего писателя были уже немолоды – матери за тридцать, отцу – за сорок. Тогда у японцев появление позднего ребенка расценивалось как плохой знак. Из-за этого или нет, но у матери Акутогавы вскоре начались проблемы с психикой и в итоге она покончила с собой, находясь в психиатрической лечебнице, когда мальчику было десять лет. Впрочем, никаким Акутагавой юный Рюноскэ тогда еще не был: после смерти матери его усыновил дядя по материнской линии, Акутагава Митиаки, давший ребенку и свою фамилию. В отличие от простой семьи отца (которого звали Тосидзо Ниихара), торговавшего молоком, семья дяди была интеллигентной, хранила старые традиции поэзии и живописи японского Средневековья, в предках числила писателей и поэтов, а в доме все было заведено по старинному укладу, в центре которого был принцип повиновения главе семьи.
Акутагава Рюноскэ был отправлен учиться на филологический факультет университета Токио, где и состоялся его литературный дебют в качестве автора рассказа "Старик" (дебют был успешным). Затем последовали рассказы на средневековые темы: "Нос", "Муки Ада", "Ворота Расемон". Считается, что на творчество Акутагавы Рюноскэ оказали влияние, с одной стороны, такие японские писатели, как Мори Огай и Нацумэ Сосэки, а с другой – Ги де Мопассан, Анатоль Франс, Ф.М. Достоевский. Рассказ "Нос" увязывают с одноименной повестью Гоголя (как и "Бататовую кашу" Акутагавы – с "Шинелью"). Примеров влияния русской литературы на новеллистику Акутагавы вообще много: пьеса Чехова "Вишневый сад" сопоставима с рассказом "Сад", а в рассказе "Вальдшнеп" главными героями выступают Тургенев и Толстой.
Все изменилось после публикации рассказа "В чаще". Его Акутогава Рюноскэ написал в 1922 году, после поездки в Китай. Как говорил переводчик Акутогавы на русский Аркадий Стругацкий, произведение "В чаще" – "поразительное, совершенно уникальное в истории литературы, поднявшее откровенный алогизм до высочайшего художественного уровня". Это даже не детектив, а самостоятельные версии одного преступления, практически не пересекающиеся.
Творческая манера Акутагавы изменилась раз и навсегда, бесповоротно. Он стал новатором, которого не видел мир. Его темами становится повседневность и обыденность – на первый взгляд, а стиль приобретает скупую точность и четкую лаконичность. Тогда же писатель начинает создавать автобиографические рассказы, которые повествуют то о его преподавательской деятельности, то — о его галлюцинациях ("Зубчатые колеса"). В одном из текстов Акутагава проговаривается: "У меня нет совести. У меня есть только нервы", – пишет он.
И это было чистой правдой. Возможно писателю передалось психическое расстройство матери, а может, его невроз был другой природы – так или иначе, его "Письмо старому другу", "Жизнь идиота" и "Зубчатые колеса" все пронизаны депрессивным и невротическим настроением. 24 июля 1927 года Акутагава Рюноскэ в возрасте тридцати пяти лет покончил жизнь самоубийством, отравившись вероналом.