Вчера состоялось открытие выставки "Солженицын-фотограф" в Институте искусствознания, приуроченной к большой международной конференции "Личность и творчество Солженицына в современном искусстве и литературе", что на днях проходит в Доме русского зарубежья и ГИИ. Конференция организована в преддверии 100-летнего юбилея со дня рождения писателя, которое будут отмечать в следующем году.
Фотографии, которые снимал Солженицын, хотя и показывали на выставках, но отдельно их представляли редко. Да и снимков, сделанных писателем, сохранилось немного: на выставке в ГИИ представят современные отпечатки 35 фотографий, снятых Александром Исаевичем в конце 1950-х – начале 1960-х годов. Выставка позволит увидеть некоторые прототипы из его литературных произведений. К примеру, фотографию старой крестьянки Матрены Захаровой, которая стала героиней его рассказа "Матренин двор".
Солженицын начал заниматься фотографией… из-за конспирации. После освобождения из лагеря в 1953 году в казахском ауле Кок-Терек, куда Солженицына сослали "навечно", он преподавал в школе и начал писать. Точнее, записывал пьесы и поэму, сочиненные в лагере, а позже работал над романом "В круге первом". Как опытный зэк, он понимал, что от обысков не застрахован, то предусмотрительно обдумал, как сохранить рукописи, и решил, что постраничная фотосъемка поможет: маленькие негативы легко спрятать и сохранить.
Солженицын начинал не только как "писатель-подпольщик" (так он называет себя в "Бодался теленок с дубом"), но и как "фотограф-подпольщик". Съемка видов, как и жанровых сцен, нужна была для овладения фототехникой, и, естественно, для алиби. Так появились первые фотографии, которые писатель делал в компании своего товарища, тоже ссыльного Н.И. Зубова. Солженицын и позже продолжал снимать, но главным для него был, конечно, писательский труд. Тем интереснее фотографии, сделанные в период, когда писатель Солженицын только рождался.