
Константин Паустовский (1872 – 1968)
"Новости литературы" поздравляют читателей с 125-м днем рождения Константина Георгиевича Паустовского, русского и советского писателя, работавшего в разных жанрах и заслужившего самую искреннюю читательскую любовь.
В автобиографическом очерке "Несколько отрывочных мыслей" (1967) Паустовский писал: "Желание необыкновенного преследовало меня с детства. Мое состояние можно было определить двумя словами: восхищение перед воображаемым миром и – тоска из-за невозможности увидеть его. Эти два чувства преобладали в моих юношеских стихах и первой незрелой прозе".
Особое место в творчестве писателя занимал Мещерский край, где Паустовский подолгу жил один или с друзьями-писателями – А.Гайдаром, Р.Фраерманом и др. О любимой им Мещере Паустовский писал: "Самое большое, простое и бесхитростное счастье я нашел в лесном Мещерском краю. Счастье близости к своей земле, сосредоточенности и внутренней свободы, любимых дум и напряженного труда. Средней России – и только ей – я обязан большинством написанных мною вещей. Я упомяну только главные: Мещерская сторона, Исаак Левитан, Повесть о лесах, цикл рассказов Летние дни, Старый челн, Ночь в октябре, Телеграмма, Дождливый рассвет, Кордон 273, Во глубине России, Наедине с осенью, Ильинский омут" (речь идет о рассказах, написанных в 1930 – 1960-е годы). Среднерусская глубинка стала для Паустовского местом своеобразной "эмиграции", творческим – а возможно, и физическим – спасением в период сталинских репрессий.
С 1945 по1963 год Паустовский писал свое главное произведение – автобиографическую "Повесть о жизни", состоящую из шести книг: "Далекие годы" (1946), "Беспокойная юность" (1954), "Начало неведомого века" (1956), "Время больших ожиданий" (1958), "Бросок на юг" (1959-1960), "Книга скитаний" (1963).
В середине 1950-х годов к Паустовскому пришло мировое признание: он получил возможность путешествовать по Европе и побывал в Болгарии, Чехословакии, Польше, Турции, Греции, Швеции, Италии и др. странах. В 1965 году долго жил на острове Капри. Впечатления от этих поездок легли в основу рассказов и путевых очерков 1950 – 1960-х годов – "Итальянские встречи", "Мимолетный Париж", "Огни Ла-Манша" и др. Сама Марлен Дитрих была его преданной поклонницей и, побывав в СССР, осуществила свою заветную мечту – поцеловала руку своему литературному кумиру, создавшему рассказ "Телеграмма" (любимое произведение актрисы):

Марлен Дитрих и Константин Паустовский в 1963 году
Впрочем, жизнь Паустовского, несмотря на статус классика советской литературы, была далека от того, чтобы считаться идеалом комфорта и блеска. Три брака, гибель совсем молодого сына Алексея от передозировки наркотиков в 1976 году, не говоря уже о Гражданской войне: Паустовский был мобилизован в войска Петлюры, а затем – в караульный полк Красной армии, и фронте Великой Отечественной – как военный корреспондент, Константин Паустовский находился на Южном фронте…
Паустовский умер в 1968 году в Москве и согласно его завещанию похоронен на городском кладбище Тарусы. Место, где находится могила, – высокий холм, окруженный деревьями с просветом на реку Таруску,ь– было выбрано самим писателем. Могила располагается в зеленом квадрате, окруженном дорожками. В изголовье лежит камень неотшлифованного красного гранита, на котором с одной стороны помещена надпись "К.Г. Паустовский", а с другой "1892 – 1968".