
Евгений Евтушенко (1933 – 2017)
"Новости литературы" поздравляют читателей с 85-й годовщиной поэта, прозаика и публициста Евгения Евтушенко.
Евгений Александрович Евтушенко родился на станции Зима Иркутской области в семье геологов, мать впоследствии стала певицей. Рос в Москве, где с 1949 года начал печатать стихи. С 1951 по 1957 годы учился в Литинституте, откуда его исключили за поддержку романа В. Д. Дудинцева "Не хлебом единым", в 1952 году стал самым молодым членом Союза писателей СССР.
Начав с подражания пафосно-политизированной поэзии Маяковского – сборники "Разведчики грядущего" (1952), "Третий снег" (1955), молодой поэт выработал собственный оригинальный поэтический стиль, сочетающий ораторскую публицистичность с органичностью бытовой лексики. Евтушенко сочетал глубину размышлений о вечном и острую злободневность, интимную камерность и пафос гражданственности – сборники "Шоссе энтузиастов" (1956), "Обещание" (1957), "Яблоко" (1960), "Взмах руки" и "Нежность" (1962), "Катер связи" (1966), "Идут белые снеги" (1969), "Дорога номер один" и "Поющая дамба" (1972), "Интимная лирика" (1973), "Отцовский слух" (1975), "Утренний народ" (1978), "Две пары лыж" (1982) и "Граждане, послушайте меня" (1989).
Один из литераторов-"шестидесятников", собиравший наряду с Вознесенским, Ахмадулиной, Рождественским и другими толпы на чтение своих стихов в Политехническом музее, Евтушенко сразу проявил себя как сын периода "оттепели", эпохи первого бескомпромиссного обличения культа личности Сталина – его стихотворения "И другие" (1956), "Лучшим из поколения" (1957), "Наследники Сталина" (1962), в противостоянии которым он, однако, не доходил до отрицания ценностей российского революционного движения, леворадикального сознания и комсомольского энтузиазма современных ему "строителей коммунизма" — поэмы "Братская ГЭС" (1965) и "Казанский университет" (1970).
В своем многоаспектном и многожанровом творчестве Евтушенко, всегда умело балансировал на грани лояльности и оппозиционности, наряду с расхожими официозными, но облагороженными силой художественного выражения темами борьбы за мир – поэмы "Мама и нейтронная бомба" (1982), а также "Фуку" (1985) и мирового коммунистического движения – поэма в прозе "Я – Куба" (1963), "кубинский" цикл – "Интернационал", "Разговор с МАЗ’ом", "Три минуты правды", "Архивы кубинской кинохроники", повесть в стихах "Голубь в Сантьяго" (1978). Темы повседневной жизни рядового труженика, народных воспоминаний о недавних боях с фашистами, собственного военного детства и "малой родины", бережного отношения к природе, исторического прошлого России выражены в поэмах "Станция „Зима"" (1956), "Ивановские ситцы" (1976), "Северная надбавка" (1977), "Непрядва" (1980), стихотворения "Свадьбы", "Фронтовик" (1955), "Баллада о браконьерстве" (1963).
Протестная лирика Евтушенко с его смелыми для весьма благополучного во все советские времена литератора с гражданскими поступками – выступления в защиту "диссидентов" – Синявского, Даниэля, Солженицына, Бродского, Войновича. Неприятие агрессии в Венгрии, Чехословакии, Афганистане, возмущение преследованиями творческого "инакомыслия" –стихотворения "Танки идут по Праге" (1968), "Афганский муравей" (1983), "Баллада о стихотворении Лермонтова „На смерть поэта" и о шефе жандармов" (1963).
Гуманистическая позиция Евтушенко породила в его творчестве мотив "гражданина мира", отождествляющего себя с каждым сыном Земли, страдания которого будят его совесть – "Бабий Яр" (1961), "Возрождение" (1971), поэма "Снег в Токио" (1974), поэмы "Коррида" (1967) и "Под кожей статуи Свободы" (1970).
Его многие афористические строки стали хрестоматийными – "Поэт в России – больше, чем поэт…", "Несчастье иностранным быть не может". Психологическая тонкость и житейская мудрость проявляются и в многочисленных стихах Евтушенко о разных и всегда для него прекрасных женщинах. Один из трибунов "перестройки", во второй половине 1980-х годов Евтушенко много выступал с публицистическими статьями, например, "Притерпелость", "Пик позора", "Страх гласности", "Так дальше жить нельзя". Позже в его творчестве появилось разочарование результатами перестроечных процессов, далеких от создания подлинно демократического общества – "Поздние слезы" (1995) и "Тринадцать" (1996).
Как прозаик, ориентированный на мемуарно-библиографическую документальность и интерес к сложным и спорным моментам современной истории, проявил себя в повести "Перл-Харбор" (1967), проецирующейся на события Второй мировой войны, и особенно в романе "Ягодные места" (1982), связанном с процессом "раскулачивания" в Сибири 1930-х годов, а также в многоплановом романе "Не умирай прежде смерти" ("Русская сказка") (1993), включающим цикл "Стихи из последней книги" и сконцентрированном на драматических коллизиях периода "перестройки". В аналогичном контексте прочитываются осужденная партийными литераторами за "клевету" на советский строй "Автобиография" (1963, франц. изд.) и книга воспоминаний "Волчий паспорт" (1998). Автор фантастической повести "Ардабиола", нескольких рассказов, ряда очерково-публицистических книг.

Музей-галерея Евтушенко в Переделкине
Многие стихотворные тексты Евтушенко стали основой музыкальных произведений, популярных песен "Хотят ли русские войны", "Вальс о вальсе", "Бежит река, в тумане тает…". Шаржи, эпиграммы и пародии поэта вошли в литературный обиход второй половины 20-го века. Евтушенко осуществил также многочисленные переводы из поэзии разных народов – его сборник "Лук и лира". Стихи о Грузии. Переводы грузинских поэтов (1959).
Широко известный во всем мире советский и русский поэт переведен более чем на 70 языков мира, являлся почетным членом Американской академии искусств, был действительным членом Европейской академии искусств и наук. Евтушенко, с той или иной степенью успеха, выступал как чтец собственных стихов, а также Блока, Гумилева, Маяковского и других.