По словам Водницкого, "Прованс – не уголок земли, а способ мышления, особое состояние духа". Его "Провансальский триптих" – это увлекательное путешествие к нашему общему детству, в "сказочное отечество" всех европейцев. "Триптих" составлен из трех книг "Зарисовки Арля и окрестностей", "Зарисовки из страны Ок" и "Арлеат: зарисовки из не-места". Предисловие в книге написал Мариуш Вильк, живущий в Карелии польский писатель, российской публике известный хотя бы своим "Волчьим дневником". Дариуш Чая написал послесловие. Понятно, что Арль у Водницкого лишь один из героев, может быть, и главнейший, хотя бы потому, что в этом городе для Водницкого как будто сосредоточен дух Прованса, который открывается, осознается лишь при внимательном, заинтересованном, пристальном и просвещенном созерцании. Вот этой способностью и обладает Водницкий.
"По этому городу я уже много лет хожу как по своей квартире; кажется, я знаю его вдоль и поперек, со всеми закоулками, тупиками, проходными дворами, сводчатыми порталами, очертаниями крыш… Но это лишь поверхностное знакомство. Арль, в сущности, не один, а два города: внутренний и внешний, тайный и явный, волшебный и реальный… Реальна только половина, а то и меньшая часть Арля; другая его часть, будто мираж над болотами Камарга, — более или менее смутно маячащая в пространстве воображения картина. Чтобы проникнуть туда, нужно научиться улавливать исходящие из глубины земли и времени сигналы".
Эта книга представляет собой нечто противоположное путеводителям и импрессионистской эссеистике: описания пейзажей не заимствованы автором из географических справочников, а картины прошлого – из учебников истории. Она – плод не только блестящей эрудиции, но и воображения; путевые наблюдения сплавлены в ней с экзистенциальным опытом. Прованс для автора – особое увеличительное стекло, благодаря которому лучше видно, откуда мы и куда мы идем.
Адам Водницкий (р. 1930) – писатель, художник, профессор Академии изобразительных искусств в Кракове; переводчик французской литературы; почетный гражданин Арля.