
Борис Пильняк (1894 – 1938)
"Новости литературы" поздравляют читателей с днем рождения русского советского писателя Бориса Пильняка.
Борис Пильняк родился в Можайске в семье Вогау. Отец, выходец из поволжских немцев, всю жизнь проработал ветеринарным врачом, мать – русская, из купечества. В доме почитались идеалы подвижничества, задача служения обществу и людям. Детство Бориса прошло в окружении земской интеллигенции в провинциальных городах России – Можайске, Саратове, Богородске (современном Ногинске), Нижнем Новгороде, Коломне. Близость родителей к народникам, впечатления ранних лет повлияли на мировоззрение мальчика и в дальнейшем отразились на его творчестве. Первый литературный опыт Бориса относится к его 9-летнему возрасту, однако впервые его опубликовали в 1909 году. Сам же писатель начало свой литературной деятельности относил к 1915 году: после издания рассказа "Земское дело" в "Ежемесячном журнале" В. С. Миролюбова в 1915 году литературные круги обратили на юного писателя пристальное внимание.
В 1918 году издали сборник рассказов "С последним пароходом". Сам писатель характеризовал его как первую книгу о революции в РСФСР. Рассказы "Над оврагом" и "Смерти" автор включал во все более поздние сборники, многие переработанные рассказы вошли в виде глав в роман "Голый год"(1921).
Пильняк по праву считался мастером малых прозаических форм. Особенно интересно его бытописание провинциальных городов, где наиболее ясно пробуждалась неуправляемая сила, оригинальность и эксцентричность натуры, ярче проявлялись черты нарождающейся эпохи. Его произведения с необычным сюжетом, лиричные, появлялись во многих журналах: "Новый мир", "Красная новь" и др. Творчество Пильняка вызывало бурные споры: его причисляли к "попутчикам", "перевальцам" и "сменовеховцам", "внутренним эмигрантам", даже к "врагам". Однако все без сомнения отмечали музыкальность прозы автора, его самобытность, новаторство и талантливость, но упрекали в отсутствии "коммунистической оси". Лишь сам Пильняк четко определял свою любовь к России вне идеологии "…я с коммунистами, т.е. поскольку коммунисты с Россией, постольку я с ними. Признаю, что мне судьбы Р.К.П. гораздо меньше интересны, чем судьбы России…"
В 1922 году Борис Пильняк в числе первых писателей посетил Германию, привезя туда для русских издательств рукописи советских авторов, творчество которых родилось с революцией. В Берлине у него издали 3 книги: "Голый год", "Иван-да-Марья", "Повесть Петербургская, или Святой город". После этой поездки Пильняк укрепился в своей "внепартийности", ему хотелось "…быть безразличным зрителем и всех любить, …выкинуть всяческую политику".
Переворот в сознании, изменение политической позиции произошло в сознании писателя после поездки в 1923 году в Англию – он увидел, какой долгий путь предстоит пройти России, чтобы прийти к промышленному прогрессу, стать в один ряд с промышленно развитыми странами. После поездки Пильняк занял активную позицию, сознательно примкнув к большевикам.
В условиях ужесточающихся идеологических требований Пильняк неотступно отстаивал право писателя иметь собственный взгляд на происходящие сложные и противоречивые события в строящемся государстве ("Расплеснутое Время" (1924), повести "При дверях" (1919), "Метель" (1921), "Мать-сыра земля" (1924), "Иван Москва" (1927), "Повесть непогашенной луны" (1926). "Повесть непогашенной луны" вызвала бурную реакцию в литературных кругах. В ней Пильняк впервые сделал акцент на возникающем культе личности вождя, истреблении партийных единомышленников ради монолитности партии, на том, что при этом их места занимались карьеристами и механическими исполнителями воли вождя. В образах героев современниками были мгновенно узнаны И. Сталин и М.Фрунзе, что и послужило поводом для скандала.

Борис Пильняк со своим отцом Генрихом Вогау и своим сыном Андреем, Коломна, лето 1923
Впечатления от его поездок в Грецию, Турцию, Палестину, на Памир, в Монголию, Китай, Японию и Америку легли в основу произведений "Заволочь", "Корни японского солнца", "Очередные повести", "Расплеснутое время", "Рассказы с Востока" (все – 1927), "Китайская повесть" (1928).
Издательство "Петрополис" в 1929 году опубликовало повести "Штосс в жизнь" и "Красное дерево". Последнее произведение вызвало скандал, за которым незамедлительно последовала травля автора. Пильняк, за которым твердо закрепилась слава "человека, идущего на рожон", возглавлял в то время Всероссийский союз писателей. Кампания против него, начавшись в сентябре 1929 года, закончилась лишь в апреле 1931 года, несмотря на протесты А. Ахматовой и Б.Пастернака, на выступления М. Горького в защиту писателя. Оставаясь верным своим принципам и взглядам на роль писателя в отображении современности, Пильняк упорно продолжал работать. За оставшиеся 7 лет жизни он написал книги "О’кэй", "Камни и корни", "Созревание Плодов", "Рождение человека", "Избранные рассказы".
Роман "Соляной амбар" он написал в предчувствии скорого ареста, а все написанные страницы тщательно прятал. Это произведение увидело свет лишь в 1990 году.
Все более угрожающе сжималось жизненное пространство вокруг непокорного литератора, его произведения перестали печатать. В октябре 1937 года последовал арест. А 21 апреля 1938 года по ложному обвинению Борис Пильняк был осужден Военной коллегией Верховного суда СССР в шпионаже в пользу Японии и приговорен к расстрелу, который привели в исполнение в тот же день в Москве. Реабилитирован в 1956 году.