Продажи электронных книг в России по итогам 2018 года превысят прогнозы, считают в "ЛитРесе". По оценке крупнейшего магазина, объем рынка вырастет на 47%, до 5,3 млрд руб. Такой рост участники рынка объясняют ростом популярности мобильных приложений, продажи через которые растут в разы, и аудиокниг.
Российский рынок электронных книг по итогам 2018 года превысит прогнозируемые темпы роста, рассказали "Ъ" в группе компаний "ЛитРес" (принадлежит "Эксмо-АСТ" и Ozon.ru). По данным Роспечати, рост должен составить 8%, до 3,9 млрд руб. В "ЛитРесе" же уверены, что рынок достигнет 5,3 млрд руб., а рост, таким образом, составит 47%. Свою долю на рынке компания оценивает в 60%. У самого "ЛитРеса" продажи в январе—июне увеличились на 46% по сравнению с тем же периодом 2017 года и достигли 1,4 млрд руб. Основными драйверами роста стали мобильные приложения, продажи через которые выросли на 79% в первом полугодии, а также аудиокниги, выручка от которых увеличилась почти в два раза. Реализация аудиокниг через приложение для iOS превысила аналогичные показатели прошлого года на 90%, а через Android — на 201%. Всего у "ЛитРеса" около 50% продаж приходится на сайт, около 30% — на iOS и около 20% — на Android.
Рынок растет и за счет модели подписки, отмечают в "ЛитРесе": входящий в группу сервис MyBook нарастил продажи на 85% к аналогичному периоду 2017 года.
Выручка от самиздата увеличилась сразу в 18 раз. Хотя этот сегмент остается не очень большим, он перспективен, считают в "ЛитРесе": так, в США продажи самиздата доходят до 35% от общего числа реализуемой литературы.
В специализирующемся на самиздате сервисе Ridero также говорят о значительном росте: количество пользователей с марта 2017 года по май 2018-го увеличилось в два раза, до 200 тыс. человек, следует из презентации компании. По данным Ridero, в первом квартале 2018 года в принципе продажи были у 68% изданных через сервис наименований книг, а 62 книги начали реализовываться и в офлайне — в магазинах сети "Читай-город".
Рост сегмента аудиокниг связан с их востребованностью в регионах, считает гендиректор Storytel в России Борис Макаренков. "Мы получаем отзывы, что многие печатные книги просто не доходят в удаленные города и люди слушают в приложении",— поясняет он. Кроме того, по мнению господина Макаренкова, ежемесячная подписка для читателя зачастую выгоднее, чем покупка отдельных книг. В Storytel также отмечают рост активности пользователей: полгода назад подписчики в среднем слушали 0,7 книги в месяц, сейчас же показатель вырос до 1,5. При этом осведомленность у россиян об этом сегменте рынка до конца не сформирована. "Как ни странно это звучит, в первую очередь нам приходится рассказывать и объяснять, что такое аудиокниги",— отмечает господин Макаренков. Выручка Storytel на глобальном уровне в первом квартале 2018 года увеличилась на 51% к аналогичному периоду 2017 года. Storytel в России растет быстрее, утверждают в компании, не раскрывая данные по отдельным регионам. Доля компании на рынке аудиокниг в России остается на уровне 15%.
В совместном отчете Роспечати и журнала "Книжная индустрия" указывается, что в 2017 году доля электронных книг в обороте продаж российских книжных издательств находилась на уровне 6%. Рост по итогам 2017 года был, но незначительный, и у разных участников рынка составлял 1–10%, отмечают в "Книжной индустрии". Проблемой для рынка электронных книг остается пиратство. Оценить потери издателей от нелегальных копий в деньгах сложно, но по новинкам и бестселлерам уровень пиратского трафика доходит до 40%, говорит директор Ассоциации по защите авторских прав в интернете Максим Рябыко.