Многие знаменитые писатели искали сценарного счастья в Голливуде, когда по разным причинам оказывались на мели. Однако распространенный миф, что на "фабрике грез" платят сумасшедшие гонорары за сценарии для многих не подтвердился. А том, как развивалось творчество известных или еще не совсем известных литераторов на ниве кинематографа очередная подборка портала "Новости литературы".
Фрэнсис Скотт Фицджеральд
Большая часть биографии Фрэнсиса Скотта Фицджеральда была связана с "фабрикой грез". Еще в 1927 году нужда в деньгах толкнула его искать заработка в Голливуде и в разное время с переменным успехом он сотрудничал с киностудиями "United Artists" и "Metro-Goldwyn-Mayer", а еще пробовал создавать собственные сценарии, но так и не поборол своего стремления к чистому творчеству в угоду автоматичной работы сценариста.
Его сценарии отвергали студии, переписывали режиссеры и продюсеры, а он топил свое горе и усталость кока-колой с алкоголем и после каждой неудачи клялся, что его ноги больше не будет в Голливуде. Он неоднократно жаловался на злодеев от киноиндустрии, но недостаток денежных средств опять подталкивала его туда. Самыми известными и, пожалуй, единственными фильмами, где в сценариях остались строки мастера: "Янки в Оксфорде", "Три товарища" по Эрих Марии Ремарку и "Унесенные ветром" по Маргарет Митчелл.
Его наброски сценария "Унесенных ветром" отвергли, невзирая на то, что Фицджеральд потратил на них много времени. Сложность добавляло то, что в диалогах ему запретили использовать слова, отсутствующие в первоисточнике. Чуть лучше проходило создание адаптации для экрана "Трех товарищей": имя писатели даже сохранили в титрах, хотя сценарий в значительно переписал продюсер фильма.
Однако невзирая на страдания, подорвавшие здоровье писателя, его сложные взаимоотношения с "фабрикой грез" принесли некоторую пользу его личной жизни: именно там он встретил свою возлюбленную Шейлу Грэм, с которой прожил до конца жизни. Позже редактор Фицджеральда Макс Перкинс уговорил издателя "выкупить" писателя из голливудского рабства.
Уильям Фолкнер
В марте 1932 года обанкротилась издательская фирма Джонатана Кейпа, задолжавшая Уильяму Фолкнеру $6,5 тысяч и уже достаточно известный автор популярного тогда романа "Шум и ярость" оказался в долгах. Писатель был вынужден заключить контракт с "Metro-Goldwyn-Mayer" и ради $500 в неделю переехал из штата Миссисипи в Калифорнию, настроившись на довольно скучную работу штатного сценариста. И хотя Фолкнер понимал, что приехал заниматься поденщиной, однако свою работу выполнял добросовестно и каждую неделю отсылал на родину 2 чека: жене и кредиторам.
После того, как студия MGM его уволила, он вернулся домой и пожаловался старому другу: "Я предпочитаю оставаться дома и быть бедняком, чем ехать туда, писать для кино и быть богатым". Однако ему еще пришлось помотаться между родным ранчо в Оксфорде и унылым и пустым Голливудом. В это время он успел внести свой вклад в сценарии 3-х крупнейших киностудий: "Metro-Goldwyn-Mayer", "20th Century Fox" и "Warner Bros.", а также встретился в голливудских кулуарах с Томасом Манном, который тоже подрабатывал сценаристом, поработал над адаптациями книги Эрнеста Хемингуэя "Иметь и не иметь" и романа "Милдред Пирс" Джеймса Кейна, вместе с Говардом Хоуксом обдумал сценарий своего рассказа "Полный поворот кругом", совместе с Ли Брэкеттом, культовым писателем-фантастом, написали сценарий фильма "Глубокий сон" (1946) по детективу американского писателя Рэймонда Чандлера
Но в 1948 году случилось чудо и студия MGM приобрела за $50 тысяч право экранизации "Осквернителя праха" у издательства "Random House", при этом $40 тысяч попали счастливому автору произведения. В этот день Фолкнер у себя на ранчо был бос, пьян и весел. Друзьям довольный писатель пояснил: "Человек, которому удалось продать свою книгу Голливуду за 50 тысяч долларов, имеет право выпить и танцевать босиком". Так окончилась работа литератора в Голливуде, где он проработал порядка 20 лет и участвовал в создании 50 фильмов.
Рэй Брэдбери
В 1953 году Рэй Брэдбери, который до смерти боялся самолетов, отправился в Ирландию на пароме "Дан-Лэри", взяв с собой лишь пишущую машинку и полупустой чемодан. Его выписал из теплой Америки режиссер Джон Хьюстон, киноработами которого писатель так восторгался, для создания сценария по "Моби Дику" Германа Мелвилла. Но создание сценария превратилось для фантаста в кромешный ад: Хьюстон ни капли не щадил его чувств, обзывал, беспощадно критиковал манеры Брэдбери и его сочинение. Когда обсуждение превратилось в драку, литератор предложил уволить себя. Но режиссеру был необходим готовый сценарий, поэтому коллеги помирились. Кинокартина вышла на экраны и имела оглушительный успех, который затмил столь неприятные переживания. И потом писатель говорил, что сотрудничество с Хьюстоном стало для него бесценным опытом, несмотря на то, что Джон Хьюстон вписал себя в титры как соавтора сценария.
Позже Брэдбери написал не один десяток удачных и не совсем киносценариев, с которыми связаны интересные историй. К примеру, для его романа "Что-то страшное грядет" сценарную адаптацию написал Стивен Кинг, но она была признана слишком мрачной, и Брэдбери пришлось писать сценарий самому. Получилось очень недурно. Или однажды он написал совместно с фантастом Ричардом Мэтисоном сценарий к жуткому мини-сериалу "Марсианские хроники", который впоследствии напугал не одно поколение детей.