Виртуальная экскурсия по булгаковской Москве

Китайская история :: Китайская история

Булгаковская Энциклопедия
Я в восхищении!
Не шалю, никого не трогаю, починяю примус.
Маэстро! Урежьте марш!



Энциклопедия
Энциклопедия
Булгаков  и мы
Булгаков и мы
Сообщество Мастера
Сообщество Мастера
Библиотека
Библиотека
От редакции
От редакции


1 2 3 4 5 6 Все

 

https://zimoy-teplo.ru/.


Назад   :: А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  П  Р  С  Т  Ф  Х  Ч  Ш  Ю  Я  ::  А-Я   ::   Печатная версия страницы

"Китайская история"

"итайская история" - рассказ, имеющий подзаголовок "6 картин вместо рассказа".

Опубликован: Петроградская правда, 1923 г., 6 мая. Иллюстрированное приложение. Вошел в сборник: Булгаков М., Дьяволиада, М.: Недра, 1925 г. (2-е изд. - 1926 г.).

К. и. описывает историю жизни и гибели китайца, вступившего в Красную Армию и героически погибшего за дело революции, о которой он сам, похоже, имел очень смутное понятие.

В годы первой мировой войны большое количество китайцев было завезено в европейскую часть России с Дальнего Востока и из Манчжурии для производства строительных работ в прифронтовой полосе и в тылу, так как из-за мобилизации ощущалась острая нехватка рабочих рук. После 1917 г. многие из них вступили в Красную Армию, где из китайцев и других иностранцев часто формировались интернациональные части.

Герой К. и. Сен-Зин-По живет только элементарными физиологическими потребностями и инстинктами, подтверждая тем самым мысль философа С. Н. Булгакова о народе, в революцию заботящемся только об удовлетворении физических потребностей и забывшем о духовном.

Наркотические галлюцинации Сен-Зин-По основаны на опыте Булгакова, описавшего позднее более подробно ощущения наркомана в рассказе "Морфий" (1927). Там видение героя К. и. ("Звон пробуждал смех в хрустале и выходил очень радостный Ленин в желтой кофте, с огромной и блестящей тугой косой, в шапочке с пуговкой на темени... Погремев в колокола, Ленин водил ходю на балкон - показывать Красную Армию") трансформировалось в бегущую, не касаясь земли, желтоволосую старушонку в кофте. Также совпадает "хрустальный эффект" - галлюцинации в К. и. и "Морфии" видятся словно через стекло или прозрачный хрусталь.

В. И. Ленин из наркотической галлюцинации китайца сродни "маленького роста кошмару в брюках в крупную клетку" из сна Алексея Турбина в "Белой гвардии", где он, несколько перефразируя, цитирует слова Карамзинова, одного из отрицательных персонажей романа "Бесы" (1871-1872) Федора Достоевского (1821-1881): "Святая Русь - страна деревянная, нищая и... опасная, а русскому человеку честь - только лишнее бремя".

В К. и. галлюцинация с Лениным иносказательно означает, что проповеди большевиков сродни духовному наркотику, что воспринимать их как благое явление, а не кошмар, могут под воздействием опиума только те, кто озабочен лишь удовлетворением элементарных материальных потребностей, без каких-либо признаков духовных интересов.

В финале рассказа Сен-Зин-По виртуозно расстреливает из пулемета наступающую белую цепь, причем люди для него - не более чем мишени на стрельбище. Китаец так и не понимает, почему на требование заплатить "красному виртуозу" премию юнкера закалывают его штыками. И перед смертью в сознании главного героя возникает прежняя "хрустальная" галлюцинация с колоколами. Здесь показан трагический результат гражданской войны, развязанной "очень радостным Лениным" - гибель людей.

Впоследствии образ не внушающего даже ненависти из-за своей душевной примитивности Сен-Зин-По превратился в пьесе "Зойкина квартира" (1926) в фигуру молодого китайского бандита Херувима, а из образа пожилого китайца, хозяина опиумного притона, развился в "Зойкиной квартире" образ хозяина прачечной (на деле -того же опиумного притона) Гандзолина.

И в рассказе, и в пьесе присутствует мотив любви китайца к русской девушке. Сен-Зин-По мечтает о Настьке, "красавице неописанной", а Херувим в финале пьесы убегает с прислугой Зойки Манюшкой.

В отличие от бессознательного, ради "спортивного интереса", убийцы Сен-Зин-По в К. и. Херувим убивает вполне осознанно, зарезав с целью грабежа ответственного советского работника Гуся (по аналогии с рождественским гусем), неосторожного посетителя Зойкиной квартиры.

Наверх Наверх



Читальный зал

Каталог книг Labirint


 
 
© 2000-2018 Bulgakov.ru
Сделано в студии KeyProject
info@bulgakov.ru
 
Каждому будет дано по его вере Всякая власть является насилием над людьми Я извиняюсь, осетрина здесь ни при чем Берегись трамвая! Кровь - великое дело! Правду говорить легко и приятно Осетрину прислали второй свежести Берегись трамвая! Рукописи не горят Я в восхищении! Рукописи не горят Булгаковская Энциклопедия Маэстро! Урежьте марш! СМИ о Булгакове bulgakov.ru